Как мы видели выше, от саратовской старины до нас дошло очень мало вещественных памятников: несколько более или менее древних церквей, два —три старинных дома — вот и все.
Получается впечатление, что прошлое оставило нам скудное и не заслуживающее серьезного внимания наследство. Однако, на самом деле это не совсем так. Духовное наследие наших Предков неизмеримо богаче и Ценнее нескольких старых, зданий.
С Саратовом так или иначе, но всегда тесно, связан длинный ряд дёятелей, оставивших заметный след в жизни не только самого Саратова или его области, но и всей России. Есть ряд работ, посвященных памяти подобных деятелей, лучшей и наиболее полной из которых является труд С. Д. Соколова „Саратовцы писатели и ученые", к сожалению до сих пор не опубликованный полностью. Полный перечень таких „саратовцев", понимая под этим словом не только наших земляков по рождению; прославившихся на поприще науки, литературы, искусства или общественной деятельности, но и уроженцев других мест России, связанных последующей работой с Саратовом, должен включить сотни имен. Перечислять их здесь нет возможности да и надобности.
Кому из мало мальски культурных людей не знакомо имя одного из славнейших саратовских уроженцев И. Г. Чернышевского или неразрывно связавшего свое имя с нашим краем А. Н. Радищева. Мне хотелось бы, заранее считаясь с упреком в неполноте и бессистемности перечня, возобновить в памяти саратовцев кое какие имена, теперь уЖе - полузабытые, но которыми могут гордиться ' всякий город и страна.
Получается впечатление, что прошлое оставило нам скудное и не заслуживающее серьезного внимания наследство. Однако, на самом деле это не совсем так. Духовное наследие наших Предков неизмеримо богаче и Ценнее нескольких старых, зданий.
С Саратовом так или иначе, но всегда тесно, связан длинный ряд дёятелей, оставивших заметный след в жизни не только самого Саратова или его области, но и всей России. Есть ряд работ, посвященных памяти подобных деятелей, лучшей и наиболее полной из которых является труд С. Д. Соколова „Саратовцы писатели и ученые", к сожалению до сих пор не опубликованный полностью. Полный перечень таких „саратовцев", понимая под этим словом не только наших земляков по рождению; прославившихся на поприще науки, литературы, искусства или общественной деятельности, но и уроженцев других мест России, связанных последующей работой с Саратовом, должен включить сотни имен. Перечислять их здесь нет возможности да и надобности.
Кому из мало мальски культурных людей не знакомо имя одного из славнейших саратовских уроженцев И. Г. Чернышевского или неразрывно связавшего свое имя с нашим краем А. Н. Радищева. Мне хотелось бы, заранее считаясь с упреком в неполноте и бессистемности перечня, возобновить в памяти саратовцев кое какие имена, теперь уЖе - полузабытые, но которыми могут гордиться ' всякий город и страна.
Во главе нашего списка по справедливости должен быть поставлен Андрей Филиппович Леопольдов (1800—1875), выступивший на арену общественной деятельности в то глухое время „когда, ,по выражению Н. Ф. Хаванского, умственная жизнь Саратова была в зачатке, местной литературы не существовало,- местных, сочинителей писателей еще не было и когда чуть не единственным предметом умственного интереса для всего общества служили .... проповеди архиреев. А. Ф. Леопольдов был в Саратове первым, получившим от старого и малого эпитет писателя, сочинителя. Он был первым, кто создал себе у нас популярность не служебною или торговою, а литературною деятельностью.
Это был первый наш историк, статистик, археолог и бытописатель". Сын бедного пономаря с. Ртищева А. Ф., пройдя скорбный путь старой духовной школы, в поисках за светом знания делает тщетные попытки устроиться в петербургских высших учебных заведениях, затем репетирует детей сердобских и саратовских помещиков, опять перебирается в Москву и, наконец, после невероятных трудов и лишений в 1830 г. кончает курс Московского унститута.
По пустячному поводу он попадает в число неблагонадежных, по необходимости (для создания легального положения), в 1831 г, поступает на службу в саратовскую полицию, а затем переводится в казенную палату. Однако, мертвящая обстановка дореформенной казенной службы не убивает в нем живого духа и он ищет отдыха от нее в занятиях историей и статистикой края. Работал А. Ф. до последних дней своей долгой жизни и его перу принадлежит до 250 печатных произведений по всем вопросам краеведения.
Саратовцем по рождению был и славившейся в свое время профессор Московского университета Степан Петрович Шевыров (1806 — 1864), родившийся в Саратове. Знаменитый переводчик творений Диккенса и Теккерея Иринарх Иванович Введенский (1813 — 1855), уроженец нашего края, получил свое образование в саратовской семинарии, где еще на школьной скамье удивлял своих товарищей необычным для захолустного семинариста знанием иностранных языков. Как известно, от усиленных занятий он ослеп 41 года от роду и кое как дотянул свою трудовую жизнь.
Не менее известный переводчик „Фауста" и поэт Эдуард Иванович Губер (1814— 1847), сын пастора из Усть-Залихи, также получил среднее образование в Саратове и с полным правом может считаться саратовцем.
Любопытна личность поэта-самоучки Ивана Григорьевича Воронина (1840—1883). Отец его, крестьянин Рязанской губернии, разоренный неурожаем, переселился в Саратов и здесь работал на поденщине, мать торговала квасом.
Какой то кантонист выучил мальчика читать, псалтырь, чем и закончилось его образование. С 11 лет началась трудовая жизнь, сначала в качестве ученика в калачном курене, а затем приказчика-калачника на Пешем базаре, служащего на пароходах и т. д. Ему принадлежит ряд талантливых очерков, рисующих быт Волги и волгарей.
Ровесником Воронина был и Михаил Алексеевич Воронов (1840 — 1873), сын саратовского брандмейстера. Вся жизнь его прошла в непрестанной работе при самой тяжелой обстановке, которая и свела его в раннюю могилу. Из произведений Воронова для нас особенно любопытен его роман „Болото", рисующий картины саратовской жизни 1840—1850 гг. Саратовцем по рождению и воспитанию является известный Павел Николаевич /[блочков (род. в 1847 г.), первый, применивший на практике и притом в широких размерах идею приложения электричества для освещения. Забыт теперь почти совершенно Иван Петрович .Ларионов (1830 — 1889), пермяк по рождению, но живший, работавший и умерший в Саратове; талантливый и плодовитый композитор, музыкальный и театральный критик.
Его главная работа —огромный сборник народных песен с записью мелодий —до сих пор остается в рукописи.
Знаменитый историк литературы академик Александр Николаевич Пиши (род. в 1833 г.), сын чиновника, родился и вырос в Саратове на одном дворе с Н. Г. Чернышевским, которому приходился родственником. Мы только упоминаем о нем здесь, так как невозможно в 2 — 3 строках охарактеризовать научное и общественное значение Пыпина. Воспитанником саратовской гимназии был и Григорий Антонович Захарьин (1829 — 1897), наиболее знаменитый из практических врачей своего времени, профессор московского университета, завещавший значительный капитал на дело народного образования нашего края.: Из саратовской же семинарии вышел и Григорий Евлампиевич Влагосветов (1824 — 1880), друг А. И. Герцена и учитель его детей, редактор и издатель лучших журналов своего времени: „Русского Слова" и „Дела".
В той же семинарии получил свое образование Саратовский уроженец , Т. Шорев, небезызвестный академик живописи.
Это был первый наш историк, статистик, археолог и бытописатель". Сын бедного пономаря с. Ртищева А. Ф., пройдя скорбный путь старой духовной школы, в поисках за светом знания делает тщетные попытки устроиться в петербургских высших учебных заведениях, затем репетирует детей сердобских и саратовских помещиков, опять перебирается в Москву и, наконец, после невероятных трудов и лишений в 1830 г. кончает курс Московского унститута.
По пустячному поводу он попадает в число неблагонадежных, по необходимости (для создания легального положения), в 1831 г, поступает на службу в саратовскую полицию, а затем переводится в казенную палату. Однако, мертвящая обстановка дореформенной казенной службы не убивает в нем живого духа и он ищет отдыха от нее в занятиях историей и статистикой края. Работал А. Ф. до последних дней своей долгой жизни и его перу принадлежит до 250 печатных произведений по всем вопросам краеведения.
Саратовцем по рождению был и славившейся в свое время профессор Московского университета Степан Петрович Шевыров (1806 — 1864), родившийся в Саратове. Знаменитый переводчик творений Диккенса и Теккерея Иринарх Иванович Введенский (1813 — 1855), уроженец нашего края, получил свое образование в саратовской семинарии, где еще на школьной скамье удивлял своих товарищей необычным для захолустного семинариста знанием иностранных языков. Как известно, от усиленных занятий он ослеп 41 года от роду и кое как дотянул свою трудовую жизнь.
Не менее известный переводчик „Фауста" и поэт Эдуард Иванович Губер (1814— 1847), сын пастора из Усть-Залихи, также получил среднее образование в Саратове и с полным правом может считаться саратовцем.
Любопытна личность поэта-самоучки Ивана Григорьевича Воронина (1840—1883). Отец его, крестьянин Рязанской губернии, разоренный неурожаем, переселился в Саратов и здесь работал на поденщине, мать торговала квасом.
Какой то кантонист выучил мальчика читать, псалтырь, чем и закончилось его образование. С 11 лет началась трудовая жизнь, сначала в качестве ученика в калачном курене, а затем приказчика-калачника на Пешем базаре, служащего на пароходах и т. д. Ему принадлежит ряд талантливых очерков, рисующих быт Волги и волгарей.
Ровесником Воронина был и Михаил Алексеевич Воронов (1840 — 1873), сын саратовского брандмейстера. Вся жизнь его прошла в непрестанной работе при самой тяжелой обстановке, которая и свела его в раннюю могилу. Из произведений Воронова для нас особенно любопытен его роман „Болото", рисующий картины саратовской жизни 1840—1850 гг. Саратовцем по рождению и воспитанию является известный Павел Николаевич /[блочков (род. в 1847 г.), первый, применивший на практике и притом в широких размерах идею приложения электричества для освещения. Забыт теперь почти совершенно Иван Петрович .Ларионов (1830 — 1889), пермяк по рождению, но живший, работавший и умерший в Саратове; талантливый и плодовитый композитор, музыкальный и театральный критик.
Его главная работа —огромный сборник народных песен с записью мелодий —до сих пор остается в рукописи.
Знаменитый историк литературы академик Александр Николаевич Пиши (род. в 1833 г.), сын чиновника, родился и вырос в Саратове на одном дворе с Н. Г. Чернышевским, которому приходился родственником. Мы только упоминаем о нем здесь, так как невозможно в 2 — 3 строках охарактеризовать научное и общественное значение Пыпина. Воспитанником саратовской гимназии был и Григорий Антонович Захарьин (1829 — 1897), наиболее знаменитый из практических врачей своего времени, профессор московского университета, завещавший значительный капитал на дело народного образования нашего края.: Из саратовской же семинарии вышел и Григорий Евлампиевич Влагосветов (1824 — 1880), друг А. И. Герцена и учитель его детей, редактор и издатель лучших журналов своего времени: „Русского Слова" и „Дела".
В той же семинарии получил свое образование Саратовский уроженец , Т. Шорев, небезызвестный академик живописи.
Близко связали свои имена с Саратовом Даниил Лукич Мордовцев (1830 — 1904) и Николай Иванович Костомаров (1817 — 1885).
Первый из них учился в Саратове, женился здесь, долго жил и работал, гл. образом по истории и статистике края.
Второй — за участие в Кирилло-Мефодиевском братстве был сослан в Саратов и прожил здесь около 10 лет.
В Саратове им написан ряд ученых работ по истории края. И. Мордовцев и Костоморов много способствовали пробуждению в саратовском обществе интереса к общественным вопросам. Можно было-бы во много раз увеличить наш славный перечень, включив в него десятки имен и ныне здравствующих деятелей и тех энтузиастов, вроде Каракозова, Балмашева и др., которые отдали свою жизнь за счастье народа в той форме, как они его понимали.
Но и приведенных немногих примеров достаточно для утверждения, что нет той области духовной или общественной жизни, в которой Саратов не имел-бы своих достойных представителей. Вместе с тем, нет ни одного класса, который не участвовал-бы в вербовке таких представителей. На немногих приведенных примерах мы видим, как живуч в саратовцах дух борьбы за лучшее будущее не только лично для себя, но и для своих сограждан. Этот дух борьбы создан и воспитан теми суровыми условиями, в каких пришлось жить и действовать саратовцам в течение ряда веков.
Вместе с тем вековое сожитие на ограниченной территории и необходимость совместной работы представителей самых разнообразных национальностей, вероисповеданий и убеждений, создали в саратовцах тот дух терпимости, которым они так выгодно отличаются от обитателей многих коренных русских местностей, и то отрицательное отношение к национальным, религиозным и классовым перегородкам, которое издавна стяжало Саратову эпитет города добрых демократов. Саратов теперь столица обширной области. Будем надеяться, что обитатели его окажутся достойными потомками, тех, благодаря кому он достиг такого отличия, и своей энергией будут способствовать дальнейшему процветанию родного города и края.
Саратов. Краткий исторический очерк 1923 год Гераклитов.
Первый из них учился в Саратове, женился здесь, долго жил и работал, гл. образом по истории и статистике края.
Второй — за участие в Кирилло-Мефодиевском братстве был сослан в Саратов и прожил здесь около 10 лет.
В Саратове им написан ряд ученых работ по истории края. И. Мордовцев и Костоморов много способствовали пробуждению в саратовском обществе интереса к общественным вопросам. Можно было-бы во много раз увеличить наш славный перечень, включив в него десятки имен и ныне здравствующих деятелей и тех энтузиастов, вроде Каракозова, Балмашева и др., которые отдали свою жизнь за счастье народа в той форме, как они его понимали.
Но и приведенных немногих примеров достаточно для утверждения, что нет той области духовной или общественной жизни, в которой Саратов не имел-бы своих достойных представителей. Вместе с тем, нет ни одного класса, который не участвовал-бы в вербовке таких представителей. На немногих приведенных примерах мы видим, как живуч в саратовцах дух борьбы за лучшее будущее не только лично для себя, но и для своих сограждан. Этот дух борьбы создан и воспитан теми суровыми условиями, в каких пришлось жить и действовать саратовцам в течение ряда веков.
Вместе с тем вековое сожитие на ограниченной территории и необходимость совместной работы представителей самых разнообразных национальностей, вероисповеданий и убеждений, создали в саратовцах тот дух терпимости, которым они так выгодно отличаются от обитателей многих коренных русских местностей, и то отрицательное отношение к национальным, религиозным и классовым перегородкам, которое издавна стяжало Саратову эпитет города добрых демократов. Саратов теперь столица обширной области. Будем надеяться, что обитатели его окажутся достойными потомками, тех, благодаря кому он достиг такого отличия, и своей энергией будут способствовать дальнейшему процветанию родного города и края.
Саратов. Краткий исторический очерк 1923 год Гераклитов.
Рубрики: Литература Истории , Саратов
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / VI. Саратовские деятели.