27/03/2023 06:25 Литература Истории
История Крестовоздвиженской церкви (она располагалась в районе нынешней школы № 2 на ул. Свердлова) слободы Покровской была мною написана ещё в так называемое перестроечное время и опубликована в местной печати.
В 2003 году статья вошла в первый том историко-краеведческого издания «Под Покровом Богородицы» в раздел «Звон колоколов» (стр. 183-186) в ряду материалов об остальных пяти православных церквях нашего поселения. Сведения о них были почерпнуты из Клировых ведомостей церквей, фонды которых хранятся в Государственном историческом архиве немцев Поволжья в г. Энгельсе.
Крестовоздвиженская православная церковь изначально строилась как приписная к уже действующей в то время Петропавловской. Но когда в 1884 году здание в 1400 кв. м было построено, трёх-придельная церковь, вмещающая одновременно тысячу богомольцев, обрела свой приход.
В Клировой ведомости сообщалось, что строительство здания велось частью за счёт Покровского сельского общества, частью на средства, пожертвованные верующими, при этом ни один из меценатов назван не был. И быть может, ещё долгие годы мы бы оставались в неведении, если бы не «братство» исследователей. Г. Кузнецов, изучая материалы, опубликованные в Самарских епархиальных ведомостях за 1895 год, нашёл статью о посещении Покровска Преосвященнейшим Гурием, епископом Самарским.
Описал это великое для слободы Покровской событие благочинный священник В. Драгомиров. «Весьма неожиданным» явилось для него получение телеграммы от Архипастыря 29 апреля 1895 года с предложением освятить правый придел Крестовоздвиженской церкви, так как фактически к этому моменту он ещё не был подготовлен к освящению. Прежде чем дать ответ епископу, благочинный «провёл краткое совещание с крестьянином Ф. Е. Кобзарём, иждивением которого устроен был сей придел».
Отказаться от предложения Владыки ни благочинный, ни строители - братья Кобзари, не захотели и потому, как пишет далее Драгомиров, «действовали и распоряжались настолько энергично, что к четырём часам пополудни 30 апреля к освящению придела всё было приготовлено». На имя епископа тут же была отправлена телеграмма. Известие о приезде Владыки прихожане восприняли с воодушевлением; «всё приготовлялось, мылось, чистилось, улицы мелись, берег окрло перевозной конторки расчищен, подметён». И если в прежние годы покровчане на 1 мая по искони заведённому обычаю отправлялись с самоварами и со всякими снедями в поле или на острова Волги, чтобы на просторе, на лоне самой природы встретить благодатно-живительный май, теперь же они готовились к встрече Архипастыря.
С раннего утра огромное количество народа собралось на берегу, у Покровской и Троицкой церквей, чтобы первыми увидеть высокого гостя. Владыка прибыл в Саратов на пароходе «Царевна Мария» около 8 часов утра. Благочинный встретил его, и на перевозном пароходе они прибыли в слободу Покровскую.
Около 10 часов зазвонил колокол Покровской церкви, после чего раздался звон колоколов всех православных церквей слободы. Владыка прибыл в сопровождении Архимандрита единоверческого Николаевского монастыря отца Тихона. Всё духовенство вышло на встречу со Святителем. Старейший священник окружной духовник Василий Иванович Дроздов приветствовал его от их имени. Гостям был предоставлен экипаж, и от Волги до Троицкой церкви их сопровождало «несметное» количество народа, желавшего получить благословение Владыки.
Отслужив краткий молебен и «преподав своё благословение» духовенству, начальству и народу, Владыка посетил «на короткое время» строителя придела Ф. Е. Кобзаря, после чего отправился в новый храм села Генеральское, по пути осмотрев и храм в селе Шумейковка (Шумейка).
В 6 часов вечера был «открыт благовест к всенощному бдению» в Крестовоздвиженской церкви, которое совершил священник Лавр Малютин. Служба закончилась только в 10 часов вечера, так как «на литию и полиелей выходил Владыка со всем духовенством и помазывал освященным елеем всех собравшихся». Только тогда епископ отправился в приготовленную для него квартиру в доме Ф. Е. Кобзаря.
На следующий день, 2 мая, в 7 часов 30 минут начался звон колоколов к Литургии. Владыка в сослужении Архимандрита и пяти священников совершил освящение престола в честь и в память Преображения Господня и святого мученика Благоверного князя Георгия (празднуемого святой церковью 4 февраля).
Автор статьи далее пишет: «Пение установленных псалмов антифонно в алтаре Владыкою с сослужащим ему духовенством и на клиросе хором певчих производило глубокое впечатление». По окончании чина освящения престола и алтаря была торжественно отслужена божественная Литургия и Архипастырь, выйдя на амвон, обратился к присутствующим с речью. Он говорил о том, что храм Божий есть место особого присутствия Божия...
Литургия закончилась в первом часу. После чего преосвященный Гурий посетил дом настоятеля церкви Л. И. Малютина, Петропавловскую церковь и дом священника, встретился с учениками женской школы грамоты и благословил их. После посещения дома благочинного отправился в отведённую для него квартиру, где хозяин дома Ф. Е. Кобзарь дал обед гостям и всем священникам слободы.
Около шести часов вечера духовенство слободы провожало Архипастыря Гурия и Архимандрита Тихона на вокзале станции Покровск. Здесь гостям были представлены чины железнодорожного начальства. Собралось и много народа. Благословив всех и попрощавшись, епископ вошёл в вагон. Провожающие пожелали, чтобы Господь дал ему доброго пути.
Здание же церкви, правый придел которой был построен Ф. Е. Кобзарём, дожило до страшных дней безбожия. В 1936 году, несмотря на мольбы верующих, с него сначала были сброшены колокола, далее ещё долго варвары глумились над церковью, взрывая её изнутри, и только «от четвёртого взрыва Храм затрясся» - так писала об этом событии лет тридцать тому назад одна из старейших жительниц города Антонина Михайловна Коваленко.
Елизавета Eрина краевед, архивист, почётный гражданин г. Энгельса.
В 2003 году статья вошла в первый том историко-краеведческого издания «Под Покровом Богородицы» в раздел «Звон колоколов» (стр. 183-186) в ряду материалов об остальных пяти православных церквях нашего поселения. Сведения о них были почерпнуты из Клировых ведомостей церквей, фонды которых хранятся в Государственном историческом архиве немцев Поволжья в г. Энгельсе.
Крестовоздвиженская православная церковь изначально строилась как приписная к уже действующей в то время Петропавловской. Но когда в 1884 году здание в 1400 кв. м было построено, трёх-придельная церковь, вмещающая одновременно тысячу богомольцев, обрела свой приход.
В Клировой ведомости сообщалось, что строительство здания велось частью за счёт Покровского сельского общества, частью на средства, пожертвованные верующими, при этом ни один из меценатов назван не был. И быть может, ещё долгие годы мы бы оставались в неведении, если бы не «братство» исследователей. Г. Кузнецов, изучая материалы, опубликованные в Самарских епархиальных ведомостях за 1895 год, нашёл статью о посещении Покровска Преосвященнейшим Гурием, епископом Самарским.
Описал это великое для слободы Покровской событие благочинный священник В. Драгомиров. «Весьма неожиданным» явилось для него получение телеграммы от Архипастыря 29 апреля 1895 года с предложением освятить правый придел Крестовоздвиженской церкви, так как фактически к этому моменту он ещё не был подготовлен к освящению. Прежде чем дать ответ епископу, благочинный «провёл краткое совещание с крестьянином Ф. Е. Кобзарём, иждивением которого устроен был сей придел».
Отказаться от предложения Владыки ни благочинный, ни строители - братья Кобзари, не захотели и потому, как пишет далее Драгомиров, «действовали и распоряжались настолько энергично, что к четырём часам пополудни 30 апреля к освящению придела всё было приготовлено». На имя епископа тут же была отправлена телеграмма. Известие о приезде Владыки прихожане восприняли с воодушевлением; «всё приготовлялось, мылось, чистилось, улицы мелись, берег окрло перевозной конторки расчищен, подметён». И если в прежние годы покровчане на 1 мая по искони заведённому обычаю отправлялись с самоварами и со всякими снедями в поле или на острова Волги, чтобы на просторе, на лоне самой природы встретить благодатно-живительный май, теперь же они готовились к встрече Архипастыря.
С раннего утра огромное количество народа собралось на берегу, у Покровской и Троицкой церквей, чтобы первыми увидеть высокого гостя. Владыка прибыл в Саратов на пароходе «Царевна Мария» около 8 часов утра. Благочинный встретил его, и на перевозном пароходе они прибыли в слободу Покровскую.
Около 10 часов зазвонил колокол Покровской церкви, после чего раздался звон колоколов всех православных церквей слободы. Владыка прибыл в сопровождении Архимандрита единоверческого Николаевского монастыря отца Тихона. Всё духовенство вышло на встречу со Святителем. Старейший священник окружной духовник Василий Иванович Дроздов приветствовал его от их имени. Гостям был предоставлен экипаж, и от Волги до Троицкой церкви их сопровождало «несметное» количество народа, желавшего получить благословение Владыки.
Отслужив краткий молебен и «преподав своё благословение» духовенству, начальству и народу, Владыка посетил «на короткое время» строителя придела Ф. Е. Кобзаря, после чего отправился в новый храм села Генеральское, по пути осмотрев и храм в селе Шумейковка (Шумейка).
В 6 часов вечера был «открыт благовест к всенощному бдению» в Крестовоздвиженской церкви, которое совершил священник Лавр Малютин. Служба закончилась только в 10 часов вечера, так как «на литию и полиелей выходил Владыка со всем духовенством и помазывал освященным елеем всех собравшихся». Только тогда епископ отправился в приготовленную для него квартиру в доме Ф. Е. Кобзаря.
На следующий день, 2 мая, в 7 часов 30 минут начался звон колоколов к Литургии. Владыка в сослужении Архимандрита и пяти священников совершил освящение престола в честь и в память Преображения Господня и святого мученика Благоверного князя Георгия (празднуемого святой церковью 4 февраля).
Автор статьи далее пишет: «Пение установленных псалмов антифонно в алтаре Владыкою с сослужащим ему духовенством и на клиросе хором певчих производило глубокое впечатление». По окончании чина освящения престола и алтаря была торжественно отслужена божественная Литургия и Архипастырь, выйдя на амвон, обратился к присутствующим с речью. Он говорил о том, что храм Божий есть место особого присутствия Божия...
Литургия закончилась в первом часу. После чего преосвященный Гурий посетил дом настоятеля церкви Л. И. Малютина, Петропавловскую церковь и дом священника, встретился с учениками женской школы грамоты и благословил их. После посещения дома благочинного отправился в отведённую для него квартиру, где хозяин дома Ф. Е. Кобзарь дал обед гостям и всем священникам слободы.
Около шести часов вечера духовенство слободы провожало Архипастыря Гурия и Архимандрита Тихона на вокзале станции Покровск. Здесь гостям были представлены чины железнодорожного начальства. Собралось и много народа. Благословив всех и попрощавшись, епископ вошёл в вагон. Провожающие пожелали, чтобы Господь дал ему доброго пути.
Здание же церкви, правый придел которой был построен Ф. Е. Кобзарём, дожило до страшных дней безбожия. В 1936 году, несмотря на мольбы верующих, с него сначала были сброшены колокола, далее ещё долго варвары глумились над церковью, взрывая её изнутри, и только «от четвёртого взрыва Храм затрясся» - так писала об этом событии лет тридцать тому назад одна из старейших жительниц города Антонина Михайловна Коваленко.
Елизавета Eрина краевед, архивист, почётный гражданин г. Энгельса.
Школа №2 находится на месте взорванной церкви.
Рубрики: Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Особое присутствие