19/06/2024 11:49 Фотографы

В гостях у нашей газеты известный в Саратовской области и за ее пределами фотограф – анималист, издатель, председатель правления экологического клуба «Хвалынские холмы» Виталий Александрович Кошкин. Его работы открывают красоту родного края, удивительный животный и растительный мир, привлекают внимание зрителей к месту их обитания, заставляют увидеть неповторимость и красоту природы.

В.А. Кошкин родился в Пугачеве, в семье военнослужащего. До пятого класса учился во второй средней школе. Увлекся фотографией, которая стала делом его жизни. Виталий Александрович – автор многих персональных выставок, живет в Саратове.

– Виталий Александрович, Вы занимаетесь редким ремеслом. Вы – фотохудожник – анималист. Фотообъектив нацелен на животных, птиц, микромир, жизнь в движении. Откуда взялась эта страсть к дикой природе, почему она держится в Вас?
– Я родился в Пугачёве. Только побывав во многих других местах, я понял, какая природная красота окружает наш город. Я с детства полюбил степь, особенно весеннюю, когда она оживает и цветет. С друзьями я часто уходил за город послушать жаворонков. А какие прекрасные пойменные леса! Пацанами мы бегали туда за цветами и ягодами. Потом родители уехали из Пугачёва в Энгельс. Но ощущение гармонии мира осталось. В последнее время я стал обращать внимание на то, что видовое разнообразие окружающей нас природы стремительно сокращается. У меня двое взрослых внуков, надеюсь, будут правнуки и, мне захотелось, хотя бы на фотографиях сохранить для них то, что смог увидеть сам и что, возможно, не увидят они.
– Почти полвека Вы делаете снимки природы родного края. Фотографии знакомят с удивительными обитателями национального парка и заказника, раскрывают красоту полевых и лесных цветов. Но в последнее время мы все чаще видим Ваши работы с изображением природно-исторических ландшафтов, пейзажей. По всему, появились новые приоритеты. Чем это вызвано?
– Я родился в Пугачёве. Только побывав во многих других местах, я понял, какая природная красота окружает наш город. Я с детства полюбил степь, особенно весеннюю, когда она оживает и цветет. С друзьями я часто уходил за город послушать жаворонков. А какие прекрасные пойменные леса! Пацанами мы бегали туда за цветами и ягодами. Потом родители уехали из Пугачёва в Энгельс. Но ощущение гармонии мира осталось. В последнее время я стал обращать внимание на то, что видовое разнообразие окружающей нас природы стремительно сокращается. У меня двое взрослых внуков, надеюсь, будут правнуки и, мне захотелось, хотя бы на фотографиях сохранить для них то, что смог увидеть сам и что, возможно, не увидят они.
– Почти полвека Вы делаете снимки природы родного края. Фотографии знакомят с удивительными обитателями национального парка и заказника, раскрывают красоту полевых и лесных цветов. Но в последнее время мы все чаще видим Ваши работы с изображением природно-исторических ландшафтов, пейзажей. По всему, появились новые приоритеты. Чем это вызвано?

– В разговорах со школьниками, с молодежью я обратил внимание на то, что они не знают исторических названий ландшафтов, обитателей окрестных мест, они не знакомы с прошлым. Тогда появилась идея через красоту памятников архитектуры и родной природы прививать юному поколению знания, воспитывать любовь к родному краю, формировать историческую память. В экологическом клубе «Хвалынские холмы» мы с коллегами 11-й год официально и 15-й неофициально занимаемся экологическим посвящением и патриотическим воспитанием.
Работаем как ресурсный центр, создаём информацию в виде фотовыставок, альбомов, другой полиграфической продукции, интернет-ресурсов. Последние три года мы еще делаем видеофильмы о красотах Саратовской области. До 2015-го года мы работали исключительно в границах Саратовской области, а с 2015 вышли за рамки. Начали много работать в Москве. Сейчас наработан большой материал по Пензенской области. Собраны материалы по Воронежской, Волгоградской, Самарской областям.
Работаем как ресурсный центр, создаём информацию в виде фотовыставок, альбомов, другой полиграфической продукции, интернет-ресурсов. Последние три года мы еще делаем видеофильмы о красотах Саратовской области. До 2015-го года мы работали исключительно в границах Саратовской области, а с 2015 вышли за рамки. Начали много работать в Москве. Сейчас наработан большой материал по Пензенской области. Собраны материалы по Воронежской, Волгоградской, Самарской областям.

– Ваша первая фотография? Вообще, как все началось?
– Фотографией я стал заниматься с 12 лет, когда на день рождения получил в подарок фотоаппарат «Смена-6» . Я снимал одноклассников. Учителя быстро привыкли к моему увлечению и не возражали, когда я фотографировал во время уроков. Поступив в Саратовский политехнический институт, стал сотрудничать с институтской газетой «За инженерные кадры», делал факультетскую стенгазету, иногда печатался в саратовской газете «Заря молодёжи». Было такое издание для юного поколения. В институте имелся факультет общественных профессий, на котором был курс фотожурналистики. Впоследствии наш преподаватель переехал в Москву, но навыки и страсть к фоторепортажу он успел пробудить.
– Вы давно не живете в Пугачеве, тем не менее, достаточно часто посещаете город детства. Вас зовет работа или знакомые улицы, дома, Иргиз?
– Город детства тянет, зовет, и я приезжаю, общаюсь с одноклассниками и сотрудниками учреждений культуры. Хотелось бы чаще, но у жизни свои законы. В Пугачеве, как правило, бываю проездом, знаете, как на экскурсии. На Уфимской улице, теперь это улица носит название Ермощенко, щемит сердце. Я там рос, и все помню в деталях. Недаром говорят, что все мы родом из детства. Конечно, провожу время на Иргизе. Красота неописуемая.
В краеведческом музее есть выставка моих работ. Она была тепло встречена земляками. В библиотеках можно почитать мои книги «За ерусланской дрофой», «Змеевы горы», наши с сыном Антоном «Немецкий тракт» и «Национальный парк Хвалынский».
– Фотографией я стал заниматься с 12 лет, когда на день рождения получил в подарок фотоаппарат «Смена-6» . Я снимал одноклассников. Учителя быстро привыкли к моему увлечению и не возражали, когда я фотографировал во время уроков. Поступив в Саратовский политехнический институт, стал сотрудничать с институтской газетой «За инженерные кадры», делал факультетскую стенгазету, иногда печатался в саратовской газете «Заря молодёжи». Было такое издание для юного поколения. В институте имелся факультет общественных профессий, на котором был курс фотожурналистики. Впоследствии наш преподаватель переехал в Москву, но навыки и страсть к фоторепортажу он успел пробудить.
– Вы давно не живете в Пугачеве, тем не менее, достаточно часто посещаете город детства. Вас зовет работа или знакомые улицы, дома, Иргиз?
– Город детства тянет, зовет, и я приезжаю, общаюсь с одноклассниками и сотрудниками учреждений культуры. Хотелось бы чаще, но у жизни свои законы. В Пугачеве, как правило, бываю проездом, знаете, как на экскурсии. На Уфимской улице, теперь это улица носит название Ермощенко, щемит сердце. Я там рос, и все помню в деталях. Недаром говорят, что все мы родом из детства. Конечно, провожу время на Иргизе. Красота неописуемая.
В краеведческом музее есть выставка моих работ. Она была тепло встречена земляками. В библиотеках можно почитать мои книги «За ерусланской дрофой», «Змеевы горы», наши с сыном Антоном «Немецкий тракт» и «Национальный парк Хвалынский».

– С чем связан Ваш нынешний приезд в город детства?
– Наш клуб выиграл грант на проект «Иргизы», в рамках которого мы должны сделать фотовыставку о бассейне Большого, Малого и Сухого Иргизов. Это будет непростая выставка – вторая для нас с QR-кодами. В прошлом году мы выпустили аналогичную выставку о бассейне рек Большого и Малого Узеней. Наведя смартфон на QR-код, можно посмотреть видеоролик. Например, есть фотография сайгака, ловим в объектив QR-код, и сайгак побежал. Здесь будет, скажем, фото Воскресенского храма, QR-код, где можно будет посмотреть, как он выглядит со всех сторон.
– Наш клуб выиграл грант на проект «Иргизы», в рамках которого мы должны сделать фотовыставку о бассейне Большого, Малого и Сухого Иргизов. Это будет непростая выставка – вторая для нас с QR-кодами. В прошлом году мы выпустили аналогичную выставку о бассейне рек Большого и Малого Узеней. Наведя смартфон на QR-код, можно посмотреть видеоролик. Например, есть фотография сайгака, ловим в объектив QR-код, и сайгак побежал. Здесь будет, скажем, фото Воскресенского храма, QR-код, где можно будет посмотреть, как он выглядит со всех сторон.

— В рамках этой поездки с кем Вы встречались, какие места посетили?
– Я сконцентрировал свое внимание на архитектурных достопримечательностях родного города. Был в Свято-Никольском женском монастыре, в краеведческом музее им. К.И. Журавлева. Я, честно признаться, восхитился тем, как преобразился музей после масштабного технического переоснащения. Профессиональное освещение, современные экспозиционные стенды и витрины, интерактивное оборудование – все это в купе с уникальными экспонатами производит яркое незабываемое впечатление и желание окунуться в историю Николаевского уезда.
В прошлом году познакомился с очень интересным человеком С.Г. Аристовым, который сочинил и исполнил классную песню о Пугачёве. У меня появилась идея сделать своего рода видеогимн родного города. Я наложил на песню видеоряд. Первый вариант можно посмотреть в интернете на моей странице в контакте. Но поскольку я начинающий видеооператор и монтажёр, а у хорошего всегда есть соперник, лучшее, то мне захотелось поменять фотокадры на видеокадры. Целый день посвятил этому, но работу не закончил. Поскольку кадр длится всего 4-6 секунд, а нужно набрать 3, 5 минуты.
– Я сконцентрировал свое внимание на архитектурных достопримечательностях родного города. Был в Свято-Никольском женском монастыре, в краеведческом музее им. К.И. Журавлева. Я, честно признаться, восхитился тем, как преобразился музей после масштабного технического переоснащения. Профессиональное освещение, современные экспозиционные стенды и витрины, интерактивное оборудование – все это в купе с уникальными экспонатами производит яркое незабываемое впечатление и желание окунуться в историю Николаевского уезда.
В прошлом году познакомился с очень интересным человеком С.Г. Аристовым, который сочинил и исполнил классную песню о Пугачёве. У меня появилась идея сделать своего рода видеогимн родного города. Я наложил на песню видеоряд. Первый вариант можно посмотреть в интернете на моей странице в контакте. Но поскольку я начинающий видеооператор и монтажёр, а у хорошего всегда есть соперник, лучшее, то мне захотелось поменять фотокадры на видеокадры. Целый день посвятил этому, но работу не закончил. Поскольку кадр длится всего 4-6 секунд, а нужно набрать 3, 5 минуты.

– Бродячие собаки, бездомные псы, часть брошенного людьми животного мира. В своем творчестве Вы обращались к этой горькой теме?
– Это тонкая проблема и требует отдельного разговора. Есть разные аспекты и разные взгляды. Одичавшие псы, например, наносят большой вред природе. Около населённых пунктов главными врагами у сурков, являются бродячие собаки. За один сезон они уничтожают целые колонии наших братьев меньших. Сент- Экзюпери сказал, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мы приручили собак, а потом бросили их. Нужно держать ответ. Нравственный, административный. Какой хотите.
– Это тонкая проблема и требует отдельного разговора. Есть разные аспекты и разные взгляды. Одичавшие псы, например, наносят большой вред природе. Около населённых пунктов главными врагами у сурков, являются бродячие собаки. За один сезон они уничтожают целые колонии наших братьев меньших. Сент- Экзюпери сказал, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мы приручили собак, а потом бросили их. Нужно держать ответ. Нравственный, административный. Какой хотите.

– Чтобы застрелить волка, один охотник из Перелюба просидел в засаде несколько дней. Волки очень осторожны и коварны. Вы фотографировали крупных хищников. Если да, то каковы ощущения?
– Фотографировать любого представителя дикой природы всегда трудно. Мой знакомый специалист по хищным птицам в среднем на одну хорошую фотографию тратит целый сезон, это 4-6 месяцев. Что касается ощущений при съёмке крупных животных, то они разные. Фотографировал кабанов и чуть не стал жертвой их нападения. Чтобы фотографировать волков, договаривался с охотниками. Но понял что охота и фотоохота вещи не совместимые. Но однажды повезло, фотографировал молодого волка из окна сторожки в лесу, когда он голодный приходил поживиться пищевыми отходами.
Пять лет потратил, чтобы снять достойный портрет сайгака. В лучшем случае получались панорамы, где на горизонте были едва различимы антилопы. А в прошлом году они гуляли вокруг меня, сидящего в кресле, буквально на расстоянии 5-10 метров. Голова кругом шла на ком сосредоточить внимание? Не меньше труда и терпение требуется, чтобы сфотографировать растения. Ведь надо не просто запечатлеть объект, а чтобы все основные признаки вида на фотографии были видны. Я, например, в Саратовском заказнике фотографировал водяной лютик волосистый растение удивительной красоты. А оно, оказывается, цветет только в том случае, если уровень воды над корневой системой не превышает десяти сантиметров. Такие тонкости. Только в этом случае прогревается вода, прогревается корневая система, и растение выбрасывает цветонос. Иначе оно просто не цветет.
– Фотографировать любого представителя дикой природы всегда трудно. Мой знакомый специалист по хищным птицам в среднем на одну хорошую фотографию тратит целый сезон, это 4-6 месяцев. Что касается ощущений при съёмке крупных животных, то они разные. Фотографировал кабанов и чуть не стал жертвой их нападения. Чтобы фотографировать волков, договаривался с охотниками. Но понял что охота и фотоохота вещи не совместимые. Но однажды повезло, фотографировал молодого волка из окна сторожки в лесу, когда он голодный приходил поживиться пищевыми отходами.
Пять лет потратил, чтобы снять достойный портрет сайгака. В лучшем случае получались панорамы, где на горизонте были едва различимы антилопы. А в прошлом году они гуляли вокруг меня, сидящего в кресле, буквально на расстоянии 5-10 метров. Голова кругом шла на ком сосредоточить внимание? Не меньше труда и терпение требуется, чтобы сфотографировать растения. Ведь надо не просто запечатлеть объект, а чтобы все основные признаки вида на фотографии были видны. Я, например, в Саратовском заказнике фотографировал водяной лютик волосистый растение удивительной красоты. А оно, оказывается, цветет только в том случае, если уровень воды над корневой системой не превышает десяти сантиметров. Такие тонкости. Только в этом случае прогревается вода, прогревается корневая система, и растение выбрасывает цветонос. Иначе оно просто не цветет.

– Фотодело является для Вас профессией или увлечением? Несколько слов о себе, о планах на будущее.
– Это тот случай, когда увлечение стало профессией. Помимо фотографии, занимаюсь ещё и издательским делом, съемкой фильмов. Это мне тоже нравится.
У нас, если так можно выразиться, семейный подряд. Я, моя дочка, зять, мой сын, невестка и мои внуки. Начинали, когда внуки в школу ходили, а сейчас они уже достаточно взрослые. В соавторстве с сыном мы выпустили несколько альбомов, выставок. Дочка – филолог. Она у меня редактор, корректор. Внучка – художник, дизайнер. Внук хорошо ориентируется в интернете. И внук и внучка вокалисты, дипломанты серьезных конкурсов. Мы с ними неоднократно представляли Саратовскую область в Москве на главном литературном событии нашей страны, фестивале «Красная площадь». В 2023 году с сыном Антоном и внуком Дмитрием сделали два фильма «Национальный парк Хвалынский» занявший 2 место на конкурсе “Диво России 2023” и “Диво Евразии 2023” и «Купание Хвалынского лося» стал лауреатом конкурса “Диво Евразии 2023” .
– Это тот случай, когда увлечение стало профессией. Помимо фотографии, занимаюсь ещё и издательским делом, съемкой фильмов. Это мне тоже нравится.
У нас, если так можно выразиться, семейный подряд. Я, моя дочка, зять, мой сын, невестка и мои внуки. Начинали, когда внуки в школу ходили, а сейчас они уже достаточно взрослые. В соавторстве с сыном мы выпустили несколько альбомов, выставок. Дочка – филолог. Она у меня редактор, корректор. Внучка – художник, дизайнер. Внук хорошо ориентируется в интернете. И внук и внучка вокалисты, дипломанты серьезных конкурсов. Мы с ними неоднократно представляли Саратовскую область в Москве на главном литературном событии нашей страны, фестивале «Красная площадь». В 2023 году с сыном Антоном и внуком Дмитрием сделали два фильма «Национальный парк Хвалынский» занявший 2 место на конкурсе “Диво России 2023” и “Диво Евразии 2023” и «Купание Хвалынского лося» стал лауреатом конкурса “Диво Евразии 2023” .

– Любая, даже самая маленькая выставка это всегда экзамен. Какое впечатление производят Ваши работы на посетителей?
– Я делаю выставки с основной целью: обратить внимание общества на то, как прекрасна природа, которая нас окружает, и на то, как она ранима. Выставки экспонировались на выставочных площадках ВДНХ, Экспо Крокус, Дарвиновского музея, музея им. К.А. Тимирязева, Федерального собрания РФ, в Саратове в Доме работников искусств, Краеведческом музее, Историческом парке «Россия – Моя история», музее К.А. Федина, на трёх Фестивалях «Волжская волна», Экономическом институте, Правительстве и Областной думе Саратовской области, в столицах 24 муниципалитетов Саратовской области и городе Камышине.
– Я делаю выставки с основной целью: обратить внимание общества на то, как прекрасна природа, которая нас окружает, и на то, как она ранима. Выставки экспонировались на выставочных площадках ВДНХ, Экспо Крокус, Дарвиновского музея, музея им. К.А. Тимирязева, Федерального собрания РФ, в Саратове в Доме работников искусств, Краеведческом музее, Историческом парке «Россия – Моя история», музее К.А. Федина, на трёх Фестивалях «Волжская волна», Экономическом институте, Правительстве и Областной думе Саратовской области, в столицах 24 муниципалитетов Саратовской области и городе Камышине.

Приведу такой пример. В музее им. К.А. Тимирязева в Москве однажды на экскурсию пришли школьники. К слову, музей им. К.А. Тимирязева довольно большой, чтобы обойти все залы понадобится минимум полдня. В тот момент у меня была там выставка. Надо сказать, что экспозиция отличалась от других тем, что под фотографиями были таблички, на которых поместили авторское текстовое сопровождение из одноименного альбома. И вот ребята проходят через зал, где висят мои работы. Экскурсовод что-то им быстро объясняет, мол, такой-то фотохудожник, то-то и то-то фотографирует, там-то выставляется и ведет их в следующий зал.
Смотрю, один мальчишка задержался перед фотографией, которая называлась «Атакующий кабан». Стоит парень, увлеченно читает текст под снимком. Потом снова смотрит на фотографию. Ушел вслед за остальными. Затем вернулся с двумя мальчиками и одной девочкой. Внимательно все рассматривают, читают, обсуждают. И видно, что им это интересно. Стоит ради таких ребят заниматься этим делом? Я думаю – да!
Газета Пугачевское Время вопросы задавал С. Огарев
Смотрю, один мальчишка задержался перед фотографией, которая называлась «Атакующий кабан». Стоит парень, увлеченно читает текст под снимком. Потом снова смотрит на фотографию. Ушел вслед за остальными. Затем вернулся с двумя мальчиками и одной девочкой. Внимательно все рассматривают, читают, обсуждают. И видно, что им это интересно. Стоит ради таких ребят заниматься этим делом? Я думаю – да!
Газета Пугачевское Время вопросы задавал С. Огарев
Рубрики: Фотографы
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / В. Кошкин: В Пугачеве я научился понимать мир