Свято-Троицкий храм: кусочек неба на грешной земле - Волга Фото

Волга Фото

Свято-Троицкий храм: кусочек неба на грешной земле

Свято-Троицкий храм: кусочек неба на грешной земле - Волга Фото
Свято-Троицкий храм выкрашен в голубой цвет. Это цвет неба, "где Боженька живет", это цвет Христовых одеяний (на картинах и иконах). И еще это цвет надежды.

Еще лет десять назад надежда на возрождение храма, в котором тогда располагалась центральная библиотека, теплилась слабее церковной свечки. Однако 11 декабря 1990 года отец Александр, поставленный настоятелем храма, получил ключи от здания церкви, а уже 16 декабря в нем прошла первая служба. Через два года начались строительные работы и 25 апреля 1995 года на заново отстроенную 44-метровую колокольню был водружен 9-тонный купол, а 21 мая 1996 года над центром города впервые за многие десятилетия поплыл колокольный звон с двух колоколов Свято-Троицкой колокольни.

Такова краткая хронология чуда возрождения храма, которое, как и всякое чудо, произошло не благодаря, а вопреки. Вопреки всем бедам и тяготам нашего времени. И конечно, это настоящий трудовой подвиг настоятеля отца Александра, освоившего тонкости всех строительных специальностей—простого мастера, прораба, начальника стройки. Сейчас он с благодарностью называет имена тех, кто помогал и помогает ему в этом деле—бывшего мэра Александра Маликова, нынешнего мэра Ивана Свистунова, Александра Сеноженского, Александра Стрелюхина и многих других.

Свято-Троицкий храм—единственный, первый и последний храм, восстановленный из бывших в нашем городе до большевистского погрома. Его строительство началось в 1818 году. Длилось семь лет. Храм построен во славу Святой Троицы. Святая Троица—это единый Бог, сущий в трех Лицах—Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Тайна Святой Троицы— одна из важнейших в христианской догматике и, по учению отцов церкви, постигаться должна не столько умом, сколько сердечным устремлением.
Вообще, язык образов, а не отвлеченных логических схем—главный...
Вообще, язык образов, а не отвлеченных логических схем—главный язык русского православия. Как рассказывает древнерусская летопись "Повесть временных лет", именно красота православного константинопольского (Византия) обряда побудила тысячу лет назад князя Владимира обратить Русь именно к этой вере. С князем Владимиром беседовали и мусульмане, и католики, и хазарские иудаисты.\'И византийские философы. Но только услышать мало. И десять \"мужей добрых и смысленных" посланы князем, чтобы своими глазами посмотреть на зримую реальность каждой "веры", предстающую в обряде. И не понравились посланцам ни мусульманские обряды ("несть веселья в них\"), ни католические ("красоты не видехом никоеяже"). Но в Константинополе патриарх показал им наконец,"красоту церковную", и они рассказывают своему князю: "...не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и богослужение Их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той\". И этот аргумент— аргумент красоты—оказался решающим в выборе религии. Где красота—там Бог, красота—критерий истины и подлинности.

Этот критерий красоты лег в основу и русского церковного зодчества. Им объясняется парадокс, ставящий в недоумение людей, далеких от православия, или заезжих иностранцев: среди ужасающей скудости,, убогости и бедности русской жизни высятся поражающие своим пышным великолепием и богатством православные храмы.

Это способ верования, по которому Богу отдается самое лучшее и зачастую и самое последнее. Поэтому уже обросли мрамором ступени храма. Поэтому и видятся отцу Александру расписанные голубым цветом купола, украшенные золотыми звездами, как небесный свод. А в еще более дальней перспективе—не покрытые красной медью, темные, как сейчас, купола, а позолоченные. Но самая первая задача—внутренние отделочные работы, роспись стен и сводов и восстановление сохранившихся настенных фресок. Это то, к чему уже приступили и что будет делаться в ближайшие месяцы.В восстановлении Свято-Троицкого храма видится не только акт восстановления справедливости по отношению к церкви и чувствам верующих, но и более глубокий символ—символ доброй надежды на возрождение народного духа в его самых лучших проявлениях.

Правило вполне определенно: или Богу свечка, или черту кочерга. Третьего не дано. Вспоминается рассказ одной верующей старушки, как она видела в изуродованном здании храма его "библиотечного" периода огромного беса в его полном артикулярном параде, то есть с рогами, с рожей обезьяны и с козлиным носом. А по книжным полкам прыгали более мелкие бесенята.

Так это было или не так, легенда это или нет можно спорить. Но святые отцы говорили то же самое: если из дома выгоняется Бог, в нем поселяется дьявол. И уж совершенно достоверно, что не в такие давние времена на месте разоренного алтаря вместо Христова лика был помещен портрет другого бога, земного идола— Сталина и расставлены свои, иные "святые" книги— труды отцов-вероучителей от марксизма-ленинизма. Какой поражающий, совпадающий до деталей параллелизм перевернутых ценностей! В полном соответствии с давним пророческим словом: не поклонишься истинному Богу, тогда поклонишься идолу, а идол потребует своих жертв...

ВМЕСТО ЭПИЛОГА. По своему размеру Свято-Троицкий храм рассчитан на пять тысяч человек. Сейчас, по словам отца Александра, в праздники в нем присутствует около 500 человек. Четыре с половиной тысячи мест еще остаются свободными...

Новая газета 23 января 1997 год. Автор Олег Сафонов.
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Свято-Троицкий храм: кусочек неба на грешной земле
Саратов Сегодня - новости и журнал
Здоровье в Саратове и Энгельсе
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 29/03/2024 09:12