Саратовский фотограф Grahera-Pobozar - Волга Фото

Волга Фото

Саратовский фотограф Grahera-Pobozar

16/04/2022 06:26 Фотографы
Саратовский фотограф Grahera-Pobozar - Волга Фото
Сергей Побазар, ставший победителем в фотоконкурсе «Через Саратов», по просьбе ИА «Версия-Саратов» порассуждал о роли идеологии в эстетическом воспитании человека, солидарности саратовских фотографов и о том, как саратовские фотошколы делают деньги на желающих стать профессионалами.

Сереж, ты стал победителем во взрослой категории в фотоконкурсе «Через Саратов». Участники должны были провести линию на карте Саратова и пройти с фотоаппаратом по этому пути. Расскажи про твои снимки.

У меня была линия такая – я прошел от кинотеатра «Саратов» до выезда из города. И пока я шел, у меня не было мыслей, что снимать. Я даже не мог себе представить, что в Саратове и снимать-то можно толкового, чтобы было интересно - хотя бы мне самому. И случайно посмотрел вверх – а там много проводов висит, протягивают радио, интернет, телевидение. Английское слово «угол» по-английски – «angle». Очень созвучное со словом «angel». Я думаю – отличная тема, можно поспекулировать с произношением, и стал снимать углы проводов. И пока шел, снимал, темы сами пошли. Так и получилась эта серия.
Конкурентов много было?

Я не знаю, честно. Можно было, конечно, у организаторов спросить, но я не заморачивался.
Твои знакомые, может быть?

Да они так и так все знакомые. Все фотографы в Саратове знают друг друга. Практически.
Насколько тесно в Саратове общаются между собой фотографы? Солидарность чувствуется?

Максимальная. Мы во всем друг другу помогаем. Саратов – слишком маленький город для того, чтобы друг друга не знать. Есть, конечно, отдельные фотографы, которые сами себя отщепили. А так, на помощь можно рассчитывать всегда. Это везде так, во всем мире.
А из других городов знаешь коллег?

У меня в Москве много знакомых фотографов, которые также встречаются, помогают друг другу. И я также могу им позвонить, попросить – выручи. И без проблем!

Получается, если вы такие дружные, конкуренции в этой сфере нет? У всех свои клиенты?
Скажем, да. Потому что люди сами выбирают, к кому идти сниматься. Не так, чтобы я подбежал к знакомому фотографу: «Тоша, дай-ка я у тебя отниму вот эту бабу!». Нет такого. Ну, уж если есть такая необходимость, можно попросить модель.
Солидарность есть, конкуренции нет... Проблем тоже никаких нет?

Нет общности. Есть у нас «Союз фотохудожников» общероссийский, там председатель Андрей Баскаков. И два или три года назад он приезжал в Саратов. И мы, саратовские художники, пришли с ним пообщаться. Собрались все старики – скажем, мэтры, у которых есть имя и которые могут что-то сказать. У нас председатель регионального отделения Геннадий Савкин. Ну, фотограф заслуженный, снимал очень много, есть во многих альбомах. И что он сделал – под себя все подобрал, в итоге он один там и состоит сейчас.

А какой смысл Союза, если там состоит один человек?
Ну, ему нормально. Понимаешь, у него имя есть, корочка тоже. Он регулярно проводит выставки всякие. Для себя работу делает, а когда кто обратится – «да зачем мне нужны эти ребята…». Он ни за кем не бегает. Говорит – принеси мне тысячу рублей вступительного взноса. А с чего я буду ему приносить? Он мне ничего не сделал. И из-за этого все ушло. Эти вопросы мы подняли на встрече с Баскаковым. На что он нам сказал то же самое – принесите деньги и будете членами «Союза фотохудожников». Люди делают деньги.
Не было мысли создать альтернативный Союз?

Был вопрос об этом, тоже поднимался. Но нет у нас человека, который бы всех собрал и организовал. Саратов – город лени и болота.
Смотри, какая ситуация получается. Вы жалуетесь на то, что Савкин не предпринимает никаких шагов, чтобы была какая-то общность. То есть, проблема в одном человеке, да? При этом создавать альтернативу лень. Почему тогда главная проблема, что нет общности? Возьми, к примеру, ты и создай
Это надо, чтобы меня назначили на эту должность, чтобы мне платили деньги. Должен быть трудовой договор, все как нужно.
Это уже другой вопрос. Если вас не устраивает то, что нет...
Это уже другой вопрос. Если вас не устраивает то, что нет общности – почему проблема не решается самими же фотографами?

Тут знаешь, какая есть проблема? Не все люди хотят туда идти.

Получается, что вы сами ничего не хотите. И Савкин здесь совсем ни при чем
Знаешь, в Саратове ничего никому не надо, люди сами ничего не хотят делать…

Может быть, потому он ничего и не делает – видит, что отдачи нет?

Нет, не в этом дело. Он просто для себя все делает, как ему удобно...
В Саратове кого, по твоему мнению, можно назвать выдающимися фотографами?

Алексанр Дроздин – прекрасный фотохудожник, очень серьезные работы. Сергей Кармеев. Да, в общем то, и все – из фотохудожников.
А репортажники?

Набатов Юрий Васильевич, Курочкин Александр...
А репортажники?

Набатов Юрий Васильевич, Курочкин Александр Александр. Мирошниченко Александр Федорович – это вообще мэтр. В Энгельсе тоже есть «зубры». Просто держать в голове всю эту коллекцию фамилий – трудно, если с ними каждый день не общаешься.
А те, кто уехал в Москву, например? Знаешь таких?

Есть такие, честно говоря, с ними не был знаком. Они уехали до того, как я в эту область попал.
Ты как попал в эту сферу?

В институте когда учился, друг мне говорит – «я снимаю на «Зенит». Я загорелся, тоже купил себе фотоаппарат и как дурачок ходил всех снимал. А потом меня судьба свела с Курочкиным Александром Александровичем, он стал моим учителем. И все – начал расти, потыркался и сам себя вытянул до этого уровня. Сейчас состою в клубе «Эпос» в Энгельсе. Мы сейчас с подачи Михаила Глыжева -ведущего фотографа клуба – начали его поднимать.
Как ты туда попал?

Через фотоспринт, который проходил в Энгельсе. Была поздняя осень, я туда приехал с бодуна, без денег, как бомж. У меня была только одна мыльница в руках и все. Ну и они - как раз из солидарности, говорят, фиг с тобой, иди, мы тебя так запишем. Дали задание, я поснимал и из четырех номинаций себе две забрал. Просто так – мальчик пришел с улицы…
Ты в каких номинациях победил?

А я не помню… Я пока ходил,...
Ты в каких номинациях победил?

А я не помню… Я пока ходил, снимал, я пил…

И с тех пор там и остался?

Ага. Меня позвал Миша Глыжев. «Эпос» - очень древняя студия, ей около 35 лет уже. Она в таком упадке была! Я туда пришел, и сейчас уже там много ребят занимается. Я там провожу занятия, мастер-классы.

Коммерческие заказы есть?

Нет, что ты. Миша вообще работает сторожем.

Это у вас такой клуб по интересам?

Да. При том, что Миша Глыжев – учитель Сережи Кармеева. Потому что последний также состоит в фотоклубе «Эпос», он оттуда, в общем, и вышел.
В Саратове вообще сильная школа по мастерству фотографии?

Вообще никакой нет школы. В мире есть всего два заведения, где можно получить высшее образование в этой сфере. Это Польша и Нью-Йорк. Там надо учиться шесть лет. Стоимость обучения – около тридцати тысяч евро. И все – любого за пояс уткнешь. У нас же в основном все самоучки. Все учились по книжкам, сами.
А как же фотошколы в Саратове, которые готовы обучить умению...
А как же фотошколы в Саратове, которые готовы обучить умению профессионально фотографировать с нуля?

Это все ерунда. С тем же успехом можно в интернете скачать и выучить. Люди на этом зарабатывают.

Почему у нас единицы фотографов, которые зарабатывают этим деньги, а в основном как ты – свободные художники?

Скажем, люди не умеют себя продавать. Внутреннее состояние должно быть соответствующее. Если ты готов идти и торговать этим как шлюха – иди и торгуй. Никто не запрещает. Я, например, не умею. Все мои клиенты – это друзья, я их снимаю бесплатно. Все знают, что я снимаю круто, потому что я участвую и в выставках, везде.

Выставки проводятся для кого? Для коллег или для населения?

В нашем примере, в Саратове и Энгельсе – для коллег.

И человек, случайно зашедший на выставку, он не поймет?

Понимаешь, люди с улицы не ходят на выставки. Не бывает такого! Потому что нет нормальной рекламы этих выставок. Нет социальной работы. Конечно, можно пенять на генетику, но есть такое понятие, как социальное воспитание у людей. И начинаться все должно в семье.
Наверное, все-таки начинаться все должно с идеологии?

Вот. Идеология, соцработа. Кто ее будет разрабатывать?

Правительство

Да зачем им это надо? Там у людей совсем другие цели. Просто если углубляться… Видишь, мы уже далеко от фотографии ушли – на общекультурные проблемы. Вот недавно придумали – проверять детей на наркотики в школах. Ну зачем это делать? Зачем устранять последствия, если надо устранять проблему? Почему у нас нет пропаганды здорового образа жизни? Надо максимально работать с детьми так, чтобы они не обращались к этой теме, чтобы они изначально исключали наркотики и не проверять их потом. Нет, мы будем проверять! Потому что у нас всегда будет прибыль. Проверки там, все дела – есть куда вложить деньги и спокойно их отмыть. И возвращаясь к выставкам – люди туда не ходят. Потому что они не знают про них.

Зато сейчас все повально увлеклись фотографией. Человек покупает себе профессиональную зеркальную камеру, фотографирует макросъемкой цветочек, выкладывает потом свое творение в социальную сеть и считает, что он супер-пупер фотограф…

Есть такое понятие, как лизоблюдство. Из этого все и вылазеет. Если у человека есть такие «друзья», которые начинают перед ним лебезить и подтверждают ему, что он сделал что-то хорошо – независимо от результата, человек становится популярным в своем круге, как это часто у нас и бывает.
Насколько в Саратове прибыльный бизнес быть фотографом?

Если ты умеешь людям врать по поводу качества – то очень прибыльный. Я смотрел по ценам у ребят, которые пытаются снимать, у меня волосы дыбом вставали. Да я вообще миллионером должен быть уже.
Тогда скажи, что, по-твоему, вкладывается в понятие «хорошая...
Тогда скажи, что, по-твоему, вкладывается в понятие «хорошая фотография»?

Об этом еще Сергей Кармеев на своем мастер-классе рассказывал, когда у него выставка была. Есть фотография, когда смотришь на нее – хочется там оказаться. А есть такие, смотришь – ну да, красиво, не более. Илья Борге, известный московский фотограф говорил – вот смотрим мы на мониторчик – одно. А распечатываем – вообще другое. И у нас - то же самое. Сидят все в этих соцсетях, смотрят непонятно на каких мониторах. И говорят потом – «Х…ню снял, у меня Ваня на телефон и то лучше снимает». Сядут за свой 14-дюймовый монитор старый какой-нибудь…

Но сейчас же такие мало у кого остались

Эх, наивная! В Саратове как раз полно таких! Еще есть такое понятие как эстетическое воспитание взгляда. Ты смотришь и не понимаешь. И не поймешь никогда в жизни. Эта проблема началась, когда пришли наши господа революционеры в 17 году. К власти прорвались работяги и зэки – люди без образования, многие даже читать не умели. У них не было такой подготовки, чтобы воспринимать искусство. И сейчас мы в общем то далеко не продвинулись. Чтобы понимать такие вещи, должна быть воспитана внутренняя эстетика.
К чему может привести такая популяризация? Она не может...
К чему может привести такая популяризация? Она не может поглотить профессионалов, которых не так много?

Всегда все так и было. Ничего не меняется. Есть профессионалы и есть любители.

Как можно отличить профессионала и того, кто только так себя называет?

Это видно. Опять таки возвращаемся к эстетическому воспитанию. Если людям плевать, что им дают, они готовы за это деньги платить. Еще есть понятие «демпинг» - я сниму пусть хуже, но дешевле. Профессионалам никто не заказывает – дорого.

Некоторые наоборот судят о качестве фотографий, выбирая фотографа, который берет дороже
Это больше психологическая тема. Люди ведутся – если дорого, значит, хорошо. Это другая крайность.
Какая цена должна быть заложена в один фотосет? Из чего она складывается?

В идеале должно учитываться следующее: обучение. Обучение мастерству фотографии – это очень дорогое удовольствие. Амортизация техники – ресурсы изнашиваются, техника убивается и никак уже не восстанавливается. Еще много моментов. Но у нас все не так. У нас – наобум. Раз – пять тысяч рублей. Они ориентируются на способность клиента платить. И с одного могут взять две, а с другого – пять.

И как быть? Ведь только профессионал может отличить хорошую фотографию от, скажем так, среднего качества
Есть замечательное высказывание: «Бессмысленно внушать представление об аромате дыни человеку, который годами жевал сапожные шнурки». Он привык к этому, ему ничего больше не надо…

Статья вышла 19.05.2011 году.
Рубрики: Фотографы
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Саратовский фотограф Grahera-Pobozar
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 25/04/2024 19:16