14/10/2024 09:08 Литература Истории
В заволжской Покровской слободе, ставшей в 1914 году безуездным городом, было шесть православных церквей, которые архитектурной завершенностью, богатым убранством привлекали внимание всех, кто приезжал сюда.
На берегу Волги стояла церковь Покрова Богородицы, именем которой и нарекли слободу. Первая церковь поселения была деревянная. Во время одного из пожаров она сгорела. В 1781 году выстроена «тщанием прихожан» церковь «зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка...». Престол в ней был один, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
К 1801 году Покровскую церковь перестроили. Летописец отмечал, что она стала «теплая», двухпрестольная. Второй престол освящен в честь введения во храм Пресвятой Богородицы. При церкви было открыто три училища: первое — мужское (в 1840 году), второе — женское (в 1854 году) и земское трехклассное для мальчиков и девочек (в 1866 году). В 1857 году Покровская церковь имела около трех тысяч прихожан.
В 1805 году построена трехпрестольная Петропавловская церковь «на общественную сумму тщанием Покровской слободы государственного крестьянина Ивана Кириллова Бондаря», в 1867 году — первая в Русской слободке церковь Вознесения. В 1884 году в приходе Петропавловской церкви открылась Крестовоздвиженская. Первоначально она строилась как приписная к Петропавловской церкви. Часть денег на ее строительство выделило Покров- ское сельское общество, остальные средства поступили от пожертвований верующих.
На берегу Волги стояла церковь Покрова Богородицы, именем которой и нарекли слободу. Первая церковь поселения была деревянная. Во время одного из пожаров она сгорела. В 1781 году выстроена «тщанием прихожан» церковь «зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка...». Престол в ней был один, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
К 1801 году Покровскую церковь перестроили. Летописец отмечал, что она стала «теплая», двухпрестольная. Второй престол освящен в честь введения во храм Пресвятой Богородицы. При церкви было открыто три училища: первое — мужское (в 1840 году), второе — женское (в 1854 году) и земское трехклассное для мальчиков и девочек (в 1866 году). В 1857 году Покровская церковь имела около трех тысяч прихожан.
В 1805 году построена трехпрестольная Петропавловская церковь «на общественную сумму тщанием Покровской слободы государственного крестьянина Ивана Кириллова Бондаря», в 1867 году — первая в Русской слободке церковь Вознесения. В 1884 году в приходе Петропавловской церкви открылась Крестовоздвиженская. Первоначально она строилась как приписная к Петропавловской церкви. Часть денег на ее строительство выделило Покров- ское сельское общество, остальные средства поступили от пожертвований верующих.
В 1895 году на новом православном кладбище на горе, где ныне вырос жилой поселок, построена бесприходная кладбищенская церковь на средства, собранные верующими, и «на средства государственного крестьянина Андриана Григорьева Варфоломеева». Как видим, меценатство было в чести у наших предков. Небольшая по размерам, всего на сто человек молящихся, без всяких излишеств, она, как говорят, была удивительно красива.
Все церкви в 20—30-е годы нашего неспокойного века подвергались варварскому разрушению. Не избежали этой участи и часовенки, расположенные на улице Крестовой (теперь — Калинина) и на Покровской-Базарной площади (ныне площадь Ленина).
Старожилы помнят, как в часовенке на площади день и ночь горела лампада и не пустовала кружка для пожертвований перед иконами святого благотворного князя Александра Невского, Марии Магдалины и Николая Чудотворца. Елей для лампад покупался Обществом торговцев, на средства которых и была построена часовня в 1887 году в память «Священного коронования их Императорских Величеств Государя императора Александра Александровича и супруги его Государыни императрицы Марии Федоровны».
Все церкви в 20—30-е годы нашего неспокойного века подвергались варварскому разрушению. Не избежали этой участи и часовенки, расположенные на улице Крестовой (теперь — Калинина) и на Покровской-Базарной площади (ныне площадь Ленина).
Старожилы помнят, как в часовенке на площади день и ночь горела лампада и не пустовала кружка для пожертвований перед иконами святого благотворного князя Александра Невского, Марии Магдалины и Николая Чудотворца. Елей для лампад покупался Обществом торговцев, на средства которых и была построена часовня в 1887 году в память «Священного коронования их Императорских Величеств Государя императора Александра Александровича и супруги его Государыни императрицы Марии Федоровны».
Сохранилась лишь Свято-Троицкая церковь на Троицкой-Сенной площади (ныне площадь Свободы). Оставшись без надстроечной части, без колоколен, куполов, она все же долгие годы служила людям. Здесь располагался богатый книжный фонд Центральной городской библиотеки и читальный зал.
Думается, что в летопись города Энгельса непременно войдет история борьбы горожан за восстановление справедливости. На анкету, напечатанную в городской газете, откликнулись тысячи людей, они сказали свое решительное: «Да! Церкви быть!».
Но путь от решения «народного вече» до передачи здания верующим был долог и тернист. Сейчас церковь действует, идет служба, совершаются обряды, одновременно ведутся работы по реконструкции. И снова, как в старину, несут горожане свои пожертвования, каждый хочет внести свою лепту в восстановление храма, частицы местной истории.
Первый письменный источник Свято-Троицкой церкви датирован 21 июня 1832 года. «Книга дана сия от Саратовской Духовной консистории Саратовского уезда Заволжской Покровской слободы Троицкой церкви Священнослужителям для записывания ризницы и всего церковного имущества».
Первая же страница документа отразила начало строительства: «Церковь каменная во имя Святыя и Живоначальные Троицы, в длину с колокольнею на 11 саженях, в ширину на 6 саж., с 1 аршином, в вышину с куполом на 15 саженях, крепка, холодная, покрыта железом, пределов не имеет, построена 1818 г, тщанием прихожан». Правда, в дальнейших описаниях появилась другая дата построения, 1825 год. Видимо, строительство началось в 1818 году, но количество пожертвований, сборов зависело от урожайности года, от цен на хлеб, зерно. Так строились церкви в близлежащих от Покровской слободы селах, православная церковь в Екатериненштадте (ныне город Маркс).
В начале 1825 года строительство Свято-Троицкой церкви закончилось, и в мае она была освящена архимандритом саратовского Спасо-Преображенского монастыря Арсением по указу Пензенской духовной консистории.
С момента освящения, причт церкви состоял из двух священников, дьякона, трех дьячков и пономаря. Средств на их содержание вначале не было выделено. Но нашлись и бескорыстные служители.
В год открытия Троицкой церкви на службу в нее перешел из Петропавловской церкви сын дьяка пономарь Иван Федорович Дамаскин. В 1826 году начал службу дьячок Василий Евдокимвич Остроумов. Сын священника, он обучался в низших классах Саратовского духовного училища и из пономарей церкви села Вязовка в июне 1826 года был переведен в Покровскую слободу.
В новой церкви служили также священники Николай Львович Пластов, Прокофий Федорович Пулькин, дьякон Петр Максимович Риданов, а старостой в ту пору был Семен Анисимович Кузменко (Кузьменков).
Сохранившиеся в архиве документы донесли до нас точное, вплоть до цвета краски и позолоченной резьбы на трехъярусном иконостасе, описание внутреннего убранства церкви. В первом ярусе храмовая икона «Святые живоначальные и нераздельные Троицы» живописной работы «мерой в вышину двух аршин, в ширину один аршин». На правой стороне — образ Господа Иисуса Христа в натуре, на главе его «серебропозлащенный Венец, в коем весу 50 золотников»
.
Священнослужители описали святые иконы над царскими врата¬ми, в алтаре, против правого и левого клироса, отдав дань прихожанам, пожертвовавшим церкви иконы, живописные полотна. Так вошли в историю церкви и слободы Покровской государственные крестьяне Иван Комарь и Антон Хмара, «усердием которых был приложен образ Покрова Божией Матери живописной работы в вышину трех, а в ширину двух четвертей с вершком» и образ усекновения Главы Иоанна Предтечи Господня» также живописной работы. Не забыты и неизвестные дарители, «усердием которых приложен образ святые великомученицы Варвара и Екатерина».
В реестре церковной утвари находим описание шести колоколов. Самый большой весил 49 пудов 23 фунта, второй по величине — 20 пудов 17 фунтов, самый маленький — 26 фунтов.
Приход Троицкой церкви на 1839 год состоял из 412 дворов — 1134 душ мужского и 1130 женского пола, основную часть из которых составляли государственные крестьяне.
В 1844 году в Троицкую был перемещен на службу Алексей Львович Любенский, жизнь и работа которого более тридцати пяти лет была связана с Покровской слободой.
Труды Любенского по истории слободы использовались историками, краеведами, в том числе саратовским профессором А. Гераклитовым, покровчанином К. Шкодой. «Слобода Покровская,— писал влюбленный в свой край Алексей Львович,— самое замечательное селение во всей Самарской губернии по своей величине, устройству, народонаселению и другим местным условиям. Недаром ему усвоено народное название городка. Этот Городок лучше многих городов здешних... После Саратова, первоначально основанного повыше этой слободы в трех верстах при слиянии речки Саратовки с Волгой и потом перенесенного на правый берег... Покровская... едва ли есть первый и древнейший пункт населения в этом крае пустынном, в степях неизмеримых, где кое-где еще такие дикие ордынцы...».
Сын священника, А. Л. Любенский окончил курс Саратовской духовной семинарии, служил священником Узморской, затем Тер- новской православных церквей. В сентябре 1842 года Саратовской духовной консисторией он был утвержден благочинным и в августе 1844 года переехал в слободу Покровскую, в Троицкую церковь. Старший священник, законоучитель церковно-приходской и земской школ, Любенский успевал собирать материалы по истории слободы, являлся членом-корреспондентом Самарского статистического ко¬митета. С его участием был подготовлен в 1846 году проект реконструкции Троицкой церкви, утвержденный Саратовской строительной комиссией. В 1850 году церковь была перестроена. Стало в ней три придела. Первый освящен во имя святой великомученицы Екатерины, левый — во имя Казанской Божией Матери. В лето¬писи церкви за 1855 год появилась запись: «Церковь каменная, с таковою же колокольнею и оградою, теплая, вместимость 2000 че¬ловек. Территория 1976 и 1/4 кв. сажен. Причт состоит из 2 священников, дьякона и 2 псаломщиков, которые с 1853 года получают жалование от казны».
Здание церкви было застраховано петербургской компанией «Надежда».
На 1891 год приход церкви состоял уже из 458 дворов — 1322 души «мужеского» и 1290 — женского пола. Немалый интерес представляла и социальная картина прихода: статских — 137 мужчин и 138 женщин, купцов и мещан соответственно — 63 и 81, основную же часть прихожан составляли, как и ранее, государственные крестьяне — 1061 и 1016, временных крестьян — 61 и 68, одна семья из трех человек раскольников поморской секты и семья из четырех человек белопоповской секты...
Церковь имела 120 десятин пахотной земли, 12 — сенокосной. Сдача земли в аренду давала возможность заработать дополнительные средства для своих семей и нужд церкви. С этой же целью на базаре была установлена деревянная лавка, торговля от которой давала доход в 12 рублей серебром в год. Небольшой доход давала и часовня.
В 1859 году в приходе церкви было открыто первое училище. Занятия проводились сначала в церковной сторожке, учили детей письму, арифметике и богослужению.
В 1889 году к сторожке были пристроены «каменные помещения» и открыта церковно-приходская школа. Оба училища содержались за счет Новоузенского уездного земства. Здесь же помещалась и канцелярия отделения Саратовского епархиального училищного совета.
Кроме училищ, при церкви работали школы грамоты: первая открыта в 1890 году (16 мужчин и женщин), вторая в церковной сторожке в 1891 году.
В 1904 году при женской второклассной школе была открыта Домовая церковь в честь введения во храм Пресвятой Богородицы, иконы Богородицы, именуемой «Взысканием погибших», и преподобного Серафима Саровского. Церковь благоукрашена и утварью снабжена усердием покровского купца Николая Алексеевича Ухина, который подарил церкви и один из своих домов по улице Новоузенской, № 1, под здание школы (теперь—Нестерова, № 1). Церковнослужители покровских церквей и учителя приходских школ имели специальное образование, в основном оканчивали Саратовскую и Самарскую духовные семинарии, специальные учительские курсы,
С церковно-приходских школ и училищ пошли покровские учительские династии Дроздовых, Постниковых, Баландиных, Милославских. Старший священник и законоучитель школ Троицкого прихода Василий Иванович Дроздов, будучи еще священником в церкви села Квасниковка, преподавал «грамотность» в сельском училище с 1864 года. За «отличное усердие и разумное преподавание» ему земским собранием неоднократно объявлялась благодарность. По стопам В. И. Дроздова пошел и его сын Владимир, работавший старшим учителем трехклассной земской школы прихода...
Из книги Покровск. Автор текста Е. Ерина.
Думается, что в летопись города Энгельса непременно войдет история борьбы горожан за восстановление справедливости. На анкету, напечатанную в городской газете, откликнулись тысячи людей, они сказали свое решительное: «Да! Церкви быть!».
Но путь от решения «народного вече» до передачи здания верующим был долог и тернист. Сейчас церковь действует, идет служба, совершаются обряды, одновременно ведутся работы по реконструкции. И снова, как в старину, несут горожане свои пожертвования, каждый хочет внести свою лепту в восстановление храма, частицы местной истории.
Первый письменный источник Свято-Троицкой церкви датирован 21 июня 1832 года. «Книга дана сия от Саратовской Духовной консистории Саратовского уезда Заволжской Покровской слободы Троицкой церкви Священнослужителям для записывания ризницы и всего церковного имущества».
Первая же страница документа отразила начало строительства: «Церковь каменная во имя Святыя и Живоначальные Троицы, в длину с колокольнею на 11 саженях, в ширину на 6 саж., с 1 аршином, в вышину с куполом на 15 саженях, крепка, холодная, покрыта железом, пределов не имеет, построена 1818 г, тщанием прихожан». Правда, в дальнейших описаниях появилась другая дата построения, 1825 год. Видимо, строительство началось в 1818 году, но количество пожертвований, сборов зависело от урожайности года, от цен на хлеб, зерно. Так строились церкви в близлежащих от Покровской слободы селах, православная церковь в Екатериненштадте (ныне город Маркс).
В начале 1825 года строительство Свято-Троицкой церкви закончилось, и в мае она была освящена архимандритом саратовского Спасо-Преображенского монастыря Арсением по указу Пензенской духовной консистории.
С момента освящения, причт церкви состоял из двух священников, дьякона, трех дьячков и пономаря. Средств на их содержание вначале не было выделено. Но нашлись и бескорыстные служители.
В год открытия Троицкой церкви на службу в нее перешел из Петропавловской церкви сын дьяка пономарь Иван Федорович Дамаскин. В 1826 году начал службу дьячок Василий Евдокимвич Остроумов. Сын священника, он обучался в низших классах Саратовского духовного училища и из пономарей церкви села Вязовка в июне 1826 года был переведен в Покровскую слободу.
В новой церкви служили также священники Николай Львович Пластов, Прокофий Федорович Пулькин, дьякон Петр Максимович Риданов, а старостой в ту пору был Семен Анисимович Кузменко (Кузьменков).
Сохранившиеся в архиве документы донесли до нас точное, вплоть до цвета краски и позолоченной резьбы на трехъярусном иконостасе, описание внутреннего убранства церкви. В первом ярусе храмовая икона «Святые живоначальные и нераздельные Троицы» живописной работы «мерой в вышину двух аршин, в ширину один аршин». На правой стороне — образ Господа Иисуса Христа в натуре, на главе его «серебропозлащенный Венец, в коем весу 50 золотников»
.
Священнослужители описали святые иконы над царскими врата¬ми, в алтаре, против правого и левого клироса, отдав дань прихожанам, пожертвовавшим церкви иконы, живописные полотна. Так вошли в историю церкви и слободы Покровской государственные крестьяне Иван Комарь и Антон Хмара, «усердием которых был приложен образ Покрова Божией Матери живописной работы в вышину трех, а в ширину двух четвертей с вершком» и образ усекновения Главы Иоанна Предтечи Господня» также живописной работы. Не забыты и неизвестные дарители, «усердием которых приложен образ святые великомученицы Варвара и Екатерина».
В реестре церковной утвари находим описание шести колоколов. Самый большой весил 49 пудов 23 фунта, второй по величине — 20 пудов 17 фунтов, самый маленький — 26 фунтов.
Приход Троицкой церкви на 1839 год состоял из 412 дворов — 1134 душ мужского и 1130 женского пола, основную часть из которых составляли государственные крестьяне.
В 1844 году в Троицкую был перемещен на службу Алексей Львович Любенский, жизнь и работа которого более тридцати пяти лет была связана с Покровской слободой.
Труды Любенского по истории слободы использовались историками, краеведами, в том числе саратовским профессором А. Гераклитовым, покровчанином К. Шкодой. «Слобода Покровская,— писал влюбленный в свой край Алексей Львович,— самое замечательное селение во всей Самарской губернии по своей величине, устройству, народонаселению и другим местным условиям. Недаром ему усвоено народное название городка. Этот Городок лучше многих городов здешних... После Саратова, первоначально основанного повыше этой слободы в трех верстах при слиянии речки Саратовки с Волгой и потом перенесенного на правый берег... Покровская... едва ли есть первый и древнейший пункт населения в этом крае пустынном, в степях неизмеримых, где кое-где еще такие дикие ордынцы...».
Сын священника, А. Л. Любенский окончил курс Саратовской духовной семинарии, служил священником Узморской, затем Тер- новской православных церквей. В сентябре 1842 года Саратовской духовной консисторией он был утвержден благочинным и в августе 1844 года переехал в слободу Покровскую, в Троицкую церковь. Старший священник, законоучитель церковно-приходской и земской школ, Любенский успевал собирать материалы по истории слободы, являлся членом-корреспондентом Самарского статистического ко¬митета. С его участием был подготовлен в 1846 году проект реконструкции Троицкой церкви, утвержденный Саратовской строительной комиссией. В 1850 году церковь была перестроена. Стало в ней три придела. Первый освящен во имя святой великомученицы Екатерины, левый — во имя Казанской Божией Матери. В лето¬писи церкви за 1855 год появилась запись: «Церковь каменная, с таковою же колокольнею и оградою, теплая, вместимость 2000 че¬ловек. Территория 1976 и 1/4 кв. сажен. Причт состоит из 2 священников, дьякона и 2 псаломщиков, которые с 1853 года получают жалование от казны».
Здание церкви было застраховано петербургской компанией «Надежда».
На 1891 год приход церкви состоял уже из 458 дворов — 1322 души «мужеского» и 1290 — женского пола. Немалый интерес представляла и социальная картина прихода: статских — 137 мужчин и 138 женщин, купцов и мещан соответственно — 63 и 81, основную же часть прихожан составляли, как и ранее, государственные крестьяне — 1061 и 1016, временных крестьян — 61 и 68, одна семья из трех человек раскольников поморской секты и семья из четырех человек белопоповской секты...
Церковь имела 120 десятин пахотной земли, 12 — сенокосной. Сдача земли в аренду давала возможность заработать дополнительные средства для своих семей и нужд церкви. С этой же целью на базаре была установлена деревянная лавка, торговля от которой давала доход в 12 рублей серебром в год. Небольшой доход давала и часовня.
В 1859 году в приходе церкви было открыто первое училище. Занятия проводились сначала в церковной сторожке, учили детей письму, арифметике и богослужению.
В 1889 году к сторожке были пристроены «каменные помещения» и открыта церковно-приходская школа. Оба училища содержались за счет Новоузенского уездного земства. Здесь же помещалась и канцелярия отделения Саратовского епархиального училищного совета.
Кроме училищ, при церкви работали школы грамоты: первая открыта в 1890 году (16 мужчин и женщин), вторая в церковной сторожке в 1891 году.
В 1904 году при женской второклассной школе была открыта Домовая церковь в честь введения во храм Пресвятой Богородицы, иконы Богородицы, именуемой «Взысканием погибших», и преподобного Серафима Саровского. Церковь благоукрашена и утварью снабжена усердием покровского купца Николая Алексеевича Ухина, который подарил церкви и один из своих домов по улице Новоузенской, № 1, под здание школы (теперь—Нестерова, № 1). Церковнослужители покровских церквей и учителя приходских школ имели специальное образование, в основном оканчивали Саратовскую и Самарскую духовные семинарии, специальные учительские курсы,
С церковно-приходских школ и училищ пошли покровские учительские династии Дроздовых, Постниковых, Баландиных, Милославских. Старший священник и законоучитель школ Троицкого прихода Василий Иванович Дроздов, будучи еще священником в церкви села Квасниковка, преподавал «грамотность» в сельском училище с 1864 года. За «отличное усердие и разумное преподавание» ему земским собранием неоднократно объявлялась благодарность. По стопам В. И. Дроздова пошел и его сын Владимир, работавший старшим учителем трехклассной земской школы прихода...
Из книги Покровск. Автор текста Е. Ерина.
Рубрики: Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Святыни предков