Гигант большой химии 1960 – 2003… - Волга Фото

Волга Фото

Гигант большой химии 1960 – 2003…

Гигант большой химии 1960 – 2003… - Волга Фото
1960 – 2003… Годы жизни «гиганта большой химии» - производственного объединения «Химволокно».

Так и представляется мемориальная стела с этими цифрами в память о крупнейшем энгельсском предприятии где-то в районе бывшего заводоуправления. Но история «капронового завода», ставшего судьбоносным для многих тысяч жителей Энгельса, началась гораздо раньше 1960 года. Давайте вспомним славные и во многом счастливые страницы истории нашего города, связанные с «Химволокном».

Серия статей об этом предприятии (предложил её бывший директор Леонид Ефимович Ващенков) будет базироваться на книге «Первенец химического волокна Поволжья» (1976 год), на публикациях в прессе, на очерках Елизаветы Моисеевны Ериной, на фотодокументах из Государственного исторического архива немцев Поволжья в г. Энгельсе (именно туда в своё время были переданы фотографии), на воспоминаниях работников объединения и жителей нашего города.
Серия значительно дополнится и расширится, если в воссоздании...
Серия значительно дополнится и расширится, если в воссоздании истории (фотографии, воспоминания) примете участие и вы, уважаемые земляки, чья судьба была связана с «Химволокном». Кстати, «Химволокно» - это не только предприятие, но и жилой посёлок Химиков, школы, детсады, лагерь «Орлёнок», спортсооружения, ДК «Дружба»…
История энгельсского «капронового завода» начинается...
История энгельсского «капронового завода» начинается на самом деле гораздо раньше 1960 года - аж с 1951-го. Впрочем, её можно начать и с довоенных лет. Именно перед Великой Отечественной войной был озвучен план строительства на дальней окраине Энгельса – на территории так называемого Гнилого поля – фабрики первичной обработки шерсти. Война сорвала этот план.

После войны в стране появилась острая потребность в развитии лёгкой промышленности, особенно хлопчатобумажной, так как производство одежды и товаров народного потребления резко отставало от спроса населения. Для мирной жизни требовалась «мирная» одежда. Совет министров СССР обязал Министерство лёгкой промышленности обеспечить в ближайшие годы высокие темпы ввода новых производственных мощностей и приступить в 1951-1952 годах к строительству крупных хлопчато-бумажных комбинатов в Камышине, Барнауле, Херсоне, Краснодаре, Сталинабаде (Душанбе) и Энгельсе. Сооружение этих комбинатов поручалось Министерству строительства предприятий машиностроения.

3 мая 1951 года вышел приказ Министерства лёгкой промышленности СССР «О выборе площадок для строительства новых комбинатов». Комиссию для выбора строительной площадки в Энгельсе возглавил начальник проектно-сметного сектора Главновхлоппрома В. А. Боровский. Именно она приняла решение, что наиболее целесообразно использовать для строительства комбината пустующую, местами заболоченную площадь размером около 600 гектаров на юго-восточной окраине Энгельса – Гнилое поле (именно так оно отмечалось на карте), куда местные жители выгоняли на выпас домашний скот.
29 июня 1951 года исполком Энгельсского горсовета принял решение...
29 июня 1951 года исполком Энгельсского горсовета принял решение по отводу данной территории под строительство хлопчатобумажного комбината. Комбинат планировался из трёх прядильно-ткацких, двух отделочных фабрик и фабрики гигроскопической ваты. Согласно проекту комбинат должен был выпускать ежегодно 33 тысячи тонн пряжи, 99 миллионов метров готовых хлопчатобумажных тканей и 6,5 тысячи тонн ваты. Сырьё должно было поступать из среднеазиатских республик. Планировалось также большое социально-культурное и бытовое строительство. Всё это должно было введено в действие до 1957 года.

9 августа 1951 года министр лёгкой промышленности СССР А. Н. Косыгин назначил директором строящегося комбината в Энгельсе Леонида Георгиевича Баранова, имевшего ранее большой опыт работы на Ташкентском текстильном комбинате.

Абсолютный нуль Энгельсский ГК КПСС и исполком горсовета прекрасно понимали, что крупнейшая новостройка союзного значения будет определять развитие всего города на десятилетия вперёд. Но какой груз ответственности ложился на них! Ведь всё надо было начинать с нуля. С абсолютного нуля.

В то время вся строительная сила города располагала единственным строительным участком № 3 (он входил в саратовский стройтрест № 71), который не имел даже собственной базы, а арендовал «сооружение стройдвора» завода им. Урицкого. Его мощностей хватало только для потребностей заводов им. Урицкого и керамических изделий. На участке работало всего 19 каменщиков, 36 плотников, 27 штукатуров и 20 печников.

Не хватало в городе и электроэнергии. Действующие предприятия сидели на строгой «диете». Саратовэнерго согласился выделить дополнительно 800 киловатт на нужды строительства через подстанцию завода им. Урицкого, но это обеспечивало лишь начальные работы. Только на начальном этапе строительства требовалось 400 куб. метров воды в сутки, однако городской водопровод мог выделить лишь 100 кубометров, при этом необходимо было проложить временный водопровод длиной полтора километра.
Была серьёзная проблема и со стройматериалами. Из местных...
Была серьёзная проблема и со стройматериалами. Из местных строительных материалов, доставку которых на строительство возможно было осуществлять автотранспортом, имелись только песок (годный лишь для растворов кирпичной кладки и штукатурных работ), глина и кирпич. Все остальные материалы – бутовый камень, гравий, щебень, алебастр – в Саратове и Энгельсе не добывались и не вырабатывались, их надо было доставлять водным и железнодорожным транспортом из других районов. К примеру, песок, годный для бетонных работ, получали из села Ахмат (64 км от Саратова) водным транспортом, то есть исключительно в период навигации, и из Уральска (Казахстан).

Энгельсский кирпичный завод (также сезонного действия) тоже не мог обеспечить потребности строительства комбината. Поставщиками извести и цемента были заводы Вольска. Ближайшим поставщиком але- бастра являлся завод на станции Нижний Баскунчак (Астраханская область) в 420 км от Энгельса. Другая проблема – доставка грузов: автодорожного моста через Волгу ещё не было, а одноколейный железнодорожный мост и так работал на пределе возможностей.

Также в Энгельсе не было постоянных пристаней. "Грузы и пассажиры перевозятся в мелкосидящих баржах, - сообщали руководители Саратовского технического участка пути. – В межень пассажирская пристань ставится в Пономарёвский проток, вход в который загружен остатками гидросооружений. Использовать эти причалы для текстильного комбината нельзя". Управление Рязано-Уральской железной дороги (позже она стала Приволжской) разрешило присоединение железнодорожных путей комбината к блок-посту на 3-м километре от станции Покровск, но потребовало перестроить его на разъезд за счёт сил и средств строящегося комбината. Но это были далеко ещё не все трудности.

Дороги в Энгельсе и окрестностях находились в безобразном состоянии – как грунтовые, так и мощёные. В городе не было необходимых для строительства комбината квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников. Они должны были прибыть из других регионов, но для их размещения не было свободной жилой площади. То есть город Энгельс не мог оказать стройке необходимой помощи практически ни в чём. Всё нужно было строить, в том числе и все временные сооружения, силами будущих строителей комбината, которых ещё не было.

Александр Бурмистров "Новая газета - Энгельс" № 35 (112) 5 сентября 2023 г.
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Гигант большой химии 1960 – 2003…
волга
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Саратов Сегодня - новости и журнал
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 12/12/2024 22:24