13/10/2024 10:12 Литература Истории
(Воспоминания старожила)
Мы расскажем о храме, который в народе называется покровским или просто церковь за вокзалом на станции Покровск (г, Энгельса).
Он рождался как долгожданное дитя для всех, кто жил с верой и сохранил её в годы атеизма. Был он назван в честь первого в слободе храма Покрова Пресвятой Богородицы, как и ранее; называли наш город Покровском (уничтожена в 1930-х годах, как и восемь других церквей). Церковь эту построили глубоко верующие люди на свои средства, когда в городе не было ни одного действующего храма, запрещались богослужения, разгонялись люди, если они собирались у кого-либо дома; и приходилось молиться не только тайно по дома, но даже по оврагам.
И стали хлопотать покровчане об открытии хотя бы одного места, где можно молиться не прячась.
Первым об открытии прихода в г. Энгельсе начал ходатайствовать перед Святейшим Патрархом Алексием I Архиепископ Саратовский и Вольский Гурий.
В марте 1954 года ему пришёл ответ: "Требуются особые мотивы для этот открытия... Потребовался ещё один год. Пошёл потом поток писем горожан о невозможности причаститься и исповедаться для очень больных. Ездить в ближайшую Троицкую церковь не всегда было возможно, например, весной и осенью, когда не было переправы из-за ледохода. Автодорожной связи с г. Саратовым тогда ещё не было, а был лишь железнодорожный мост. Зимой людям приходилось в Саратов ходить пешком по льду, а летом переправляться на пароходике. К тому же в г. Энгельсе распространилось баптистское движение, а они (баптисты) считались агентами НАТО. Может быть, это и стало последней каплей в решении разрешить строить православный молельный дом.
Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов) смог направить священника для духовного кормления православного народа. Им был отец Игорь (Мальцев), он совершал требы по просьбам людей.
Покровский храм - это своего рода памятник не долгому, но очень запоминающемуся правлению Саратовской Епархии - епископу Вениамину (Милову), который похоронен на Вознесенском кладбище в Саратове.
Как же сами жители города Энгельса хлопотали об открытии храма в родном для себя городе? Сначала в Москву поехали хлопотать женщины, но приехали ни с чем. Тогда за это дело взялись старый машинист, почётный железнодорожник Алексей Спиридонович Митрофанов и Евгений Николаевич Ярковой, прошедший репрессии сталинского режима. Е.Н. Яркового за его ум и смекалку прозвали мудрым Соломоном. Впоследствии он был первым старостой нашего молельного дома.
Они-то и поехали в Москву в Совет Министров, так как в те годы такие вопросы Патриарх не решал. Добились-таки разрешения. Организовали "двадцатку" , в которую вошли А.С.Митрофанов, Е.Н. Ярковой, Евгения Ивановна Михай¬лова, Аграфена Ланская (бывшая графиня) и другие неизвестные нам люди.
Каждый верующий нёс свою жертву на постройку храма. Деньги принимала Аграфена Ланская. Помог епископ Вениамин. Епархия выделила 30 тысяч рублей. Купили недостроенный дом у жителя И.В. Шеманова, после того как Энгельсский горисполком принял решение "Об отводе земельного участка под строительство молельного дома площадью 550 кв. м. по адресу: улица Станционная, д. 4 от 11 июля 1955 г.
Я, раба Божия, Неонилла, на правах старожила, так как живу в этом городе и у того места, где сейчас наш храм, с далёкого 1947 года, опишу вам, дорогие читатели, это место, каким оно было.
Весной за забором бывшей валяльно-обувной фабрики и до самой улицы Тракторной, где проходила улица Станционная, разливалась вода, образовывалось озеро, где ловили рыбу и разводили гусей и уток.
После половодья вода постепенно уходила через огромную трубу под железнодорожной линией, напротив дома И.В. Шеманова в озеро Банное, Но это место так и не высыхало. Зимой можно было кататься на коньках и лыжах.
А мошкары в те годы было так много, что мы ходили летом с сеткой на голове и на лице, пропитанной керосином и с кадилом в руках.
Недаром настоятель храма Василий Васильевич Ефремов на своих проповедях говорил "...дали коммунисты нам место для храма, да и то на болоте... Он был настоятелем храма 26 лет. Но вернёмся к началу создания молельного дома. Престол в молельном доме был освящён в честь Покрова Божьей Матери. Первым священником в нашем молельном доме был Михаил Орчажников.
Евгения Ивановна Михайлова (в монашестве - Ксения) рассказывает: "Приходили по Волге баржи с лесом - купили горбыль. Но долго ли алтарь на деревянных столбах продержится? Пошли на кирпичный завод, а там очередь, завод был маломощным. Заместитель директора А.Д.Косолапов на нашу просьбу ответил: "На церковь - нет", - но потом смягчился - " могу только половинки". А нам хотя бы половинки на столбы и фундамент.
Купили лошадь, наняли плотников. Лошадь месит глину, взрослые и дети - мажут. Всё руками человеческими".
Продолжали строительство нашего православного дома. Кирпич с завода получали обходным путём: посылали разных женщин, то одну, то другую, будто бы получить для своих нужд (печь сложить в доме и.т.д.).
В 1956 году Архиереем Вениамином (Федченковым) митрополитом Саратовским и Балашовским был назначен настоятелем храма отец Георгий (Лысенко).
Он оказался тем самым добрым пастырем, которого уже давно ждал Покровск. Основная тяжесть работ легла на отца Георгия. В конце пятидесятых годов прошлого века для расширения здания вокруг молельного дома, который уже не вмещал всех верующих, были возведены кирпичные стены. Но городские власти запретили строительство, а отца Георгия отстранили от службы.
Митрополиту Вениамину стоило немалых усилий, чтобы спасти его от тюрьмы, а церковь от разрушения.
С глубоким волнением отец Георгии вспоминает, как однажды он пришёл на службу в праздник Казанской Божьей матери (4 ноября), а двери храма опечатаны милицией. Пришло помолиться прихожан превелико, тогда отец Георгий ставит походный престол прямо во дворе и начинает службу с диаконом Геннадием Беляевым. А люди стоят под зонтами. Холод, ветер, слякоть, идёт снег с дождём. "Стоят и все плачут. И я с ними тоже плачу. Но сама Богородица нам помогала," - вспоминает батюшка со слезами на глазах. - Храм открыли по требованию прихожан. Прихожане, войдя в него, пали все до единого человека перед Владычицей, Царицей Нашей Небесной с благодарственной молитвой. Так церковь Покровская строилась на слезах и на крови людей. Сколько всего мы натерпелись и навиделись" (газета "Православная вера" №18,1995 г. Статья "Рожденная в муках", Людмила Родина).
Строительство храма было продолжено отцом Георгием. Старостой храма в 1968 году был избран пенсионер Георгий Андреевич Надежкин (он жил в доме на углу пересечения улиц Московской и Саратовской).
Регентом правого хора стал Василий Николаевич Стрелков, он руководил хором до 1972 года. В настоящее время вот уже несколько лет отец Василий является настоятелем Свято-Троицкого храма, а также благочинным Покровского благочиния.
В хоре Покровской храма были лучшие голоса из консерватории и оперного театра г. Саратова - оперные певцы Владимир Буланкин, Алексей Манштейн (тенор), Николай Пухальский.
В 1970 году здание было под ведено под кровлю, после чего церковь вновь закрыли под предлогом, что строительство велось без проектной документации. Окончено строительство в 1972 году: кровельные отделочные работы, построена веранда.
Покровский храм для всего Левобережья был столь значителен, как Свято-Троицкий собор для Саратова. Расписывали храм и даже писали иконы для него местные художники. Одним из таких художников был Алексей Луньков, живший большой семьёй в нашем посёлке, старший сын его Дмитрий-почётный гражданин нашего города, кинорежиссёр-документалист. Росписи Алексея Лунькова находятся в нашем храме над дверью, из которой после службы выходит паства.
Алексей Луньков был сиротой, так как его мать умерла в 1922 году во время голода в Поволжье, а его отец работал на железной дороге в посёлке Мокроус и скончался в 1933 году.
Алексей подростком поступил в ремесленную школу, там заметили его способности к рисованию, и поручили оформлять стенную газету.
Однажды туда по каким-то делам зашёл известный в городе Энгельсе художник Яков Яковлевич Вебер. Он увидел газету и попросил, чтобы ему представили её создателя. Так юный Алексей Луньков стал обучаться азам профессии живописца.
Ему повезло с учителем. Яков Яковлевич сам прошёл хорошую школу. Он был крепким реалистом и передал все свои знания и умения своему ученику. До революции Якову Яковлевичу довелось поучиться в Академии Художеств. А ко времени встречи с Алёшей Луньковым он возглавлял местную артель художников. Члены этой артели создавали портреты партийных руководителей, писали плакаты, украшали город. Головное отделение артели находилось в Саратове. А в городе Энгельсе был лишь филиал - и Якову Яковлевичу приходилось ездить через Волгу, чтобы представлять свои работы на художественный совет.
В 1938 году Якова Вебера репрессировали. Он провёл много лет на советской каторге, в ГУЛАГе. За эти годы его здоровье пошатнулось, и после реабилитации он поселился в Чувашии, так как проживать в родном городе ему запретили.
Но он всё же навещал родные места. На одной встрече присутствовал и Алексей Луньков. Он поразился состоянию своего учителя. Яков Яковлевич говорил тихим голосом и часто путал русские и немецкие слова. Так вот и окончилась жизнь талантливого незаурядного живописца гордости нашего Заволжского края.
В храме много редких икон. Будучи библиотекарем храма, я с 1995 года много общалась с прихожанами. Расскажу об одной интересной встрече. Женщина преклонного возраста приезжала к нам из близлежащего села. Это было на грани двух веков - ХХ-го и XXI-ro. Прихожанка сказала мне, что приезжает она, как бы ей не было трудно, к иконе Божьей Матери "Избавительница". И рассказала мне такую историю об иконе.
Когда перед началом Образ Покрова войны в их селе разрушили храм, её старшая родная сестра вбежала и увидела, что полы были покрыты битым стеклом и сброшенными иконами. Хотя она была босая, не задумываясь, бросилась к ближайшей иконе и унесла её домой. Всю войну она молилась перед ней, чтобы помогла с двумя малыми детьми пережить лихую годину. Вернулся муж весь искалеченный, и только Божья Матерь помогла им пережить тяжёлое время.
А после войны она отнесла икону в единственный православный храм в Левобережье.
Женщина больше к нам не приходила, но я запомнила её кроткое, благородное лицо.
Девятого августа 1972 года по указу Архиепископа Пимена настоятелям Покровского храма стал Василий Васильевич Ефремов, который прослужил в храме до сентября 2003 года. За свою безупречную службу он был награждён в 1984 году Святейшим Патриархом Пименом Крестом с украшениями, в 2001 году - орденом Преподобного Сергия Радонежского второй степени. В том же 2001 году заслуги Василия Ефремова почтила и светская власть - он был удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством II степени"- за организацию строительства и открытия двух храмов в исправительных учреждениях.
Не забыли прихожане таких замечательных священников, как отца Александра (Керимова), о. Евгения (Усольцева). Очень хорошо было под¬мечено, что отец Александр был всем как отец. Его могила по праву находится у стен Свято- Троицкого храма, восстановлением которого он руководил после передачи здания от Централь¬ной городской библиотеки верующим. (В годы атеизма со здания были сняты купола, разрушена колокольня, а в самом здании располагалась центральная городская библиотека).
Отец Евгений требовал, чтобы мы хорошо готовились к исповеди и часто отправлял подготовиться снова.
Расскажу запомнившийся мне случай. Подходит к нему на исповедь молодой человек. Видно, что пришёл впервые и к исповеди не готов. О чём они говорили, никто не знает. Его тоже бы отправил священник, но парень на другой день уходил в армию, и отец Евгений махнул рукой и благословил его на причастие.
Строительство храма завершилось в 1990-1991 годах, был возведён купол при активной поддержке Главы города А.Н.Маликова. Конструкции для купола были изготовлены заводом металлоконструкций.
В это же время молитвенный дом официально получил статус храма.
С 2003 года преемником отца Василия (Ефремова) был назначен священник Владимир Серов. При нём церковь претерпела значительные преобразования. Обновили купол и крышу храма, убрали все лишние перегородки, заменили двери и окна. Храм стал просторнее, красивее, совсем как рождественская игрушка. Сам настоятель храма отец Владимир и его родственники трудились как простые строители, не говоря уже о постоянном труде прихожан во славу Божию.
Автор текста Нелли Цыгановой.
Мы расскажем о храме, который в народе называется покровским или просто церковь за вокзалом на станции Покровск (г, Энгельса).
Он рождался как долгожданное дитя для всех, кто жил с верой и сохранил её в годы атеизма. Был он назван в честь первого в слободе храма Покрова Пресвятой Богородицы, как и ранее; называли наш город Покровском (уничтожена в 1930-х годах, как и восемь других церквей). Церковь эту построили глубоко верующие люди на свои средства, когда в городе не было ни одного действующего храма, запрещались богослужения, разгонялись люди, если они собирались у кого-либо дома; и приходилось молиться не только тайно по дома, но даже по оврагам.
И стали хлопотать покровчане об открытии хотя бы одного места, где можно молиться не прячась.
Первым об открытии прихода в г. Энгельсе начал ходатайствовать перед Святейшим Патрархом Алексием I Архиепископ Саратовский и Вольский Гурий.
В марте 1954 года ему пришёл ответ: "Требуются особые мотивы для этот открытия... Потребовался ещё один год. Пошёл потом поток писем горожан о невозможности причаститься и исповедаться для очень больных. Ездить в ближайшую Троицкую церковь не всегда было возможно, например, весной и осенью, когда не было переправы из-за ледохода. Автодорожной связи с г. Саратовым тогда ещё не было, а был лишь железнодорожный мост. Зимой людям приходилось в Саратов ходить пешком по льду, а летом переправляться на пароходике. К тому же в г. Энгельсе распространилось баптистское движение, а они (баптисты) считались агентами НАТО. Может быть, это и стало последней каплей в решении разрешить строить православный молельный дом.
Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов) смог направить священника для духовного кормления православного народа. Им был отец Игорь (Мальцев), он совершал требы по просьбам людей.
Покровский храм - это своего рода памятник не долгому, но очень запоминающемуся правлению Саратовской Епархии - епископу Вениамину (Милову), который похоронен на Вознесенском кладбище в Саратове.
Как же сами жители города Энгельса хлопотали об открытии храма в родном для себя городе? Сначала в Москву поехали хлопотать женщины, но приехали ни с чем. Тогда за это дело взялись старый машинист, почётный железнодорожник Алексей Спиридонович Митрофанов и Евгений Николаевич Ярковой, прошедший репрессии сталинского режима. Е.Н. Яркового за его ум и смекалку прозвали мудрым Соломоном. Впоследствии он был первым старостой нашего молельного дома.
Они-то и поехали в Москву в Совет Министров, так как в те годы такие вопросы Патриарх не решал. Добились-таки разрешения. Организовали "двадцатку" , в которую вошли А.С.Митрофанов, Е.Н. Ярковой, Евгения Ивановна Михай¬лова, Аграфена Ланская (бывшая графиня) и другие неизвестные нам люди.
Каждый верующий нёс свою жертву на постройку храма. Деньги принимала Аграфена Ланская. Помог епископ Вениамин. Епархия выделила 30 тысяч рублей. Купили недостроенный дом у жителя И.В. Шеманова, после того как Энгельсский горисполком принял решение "Об отводе земельного участка под строительство молельного дома площадью 550 кв. м. по адресу: улица Станционная, д. 4 от 11 июля 1955 г.
Я, раба Божия, Неонилла, на правах старожила, так как живу в этом городе и у того места, где сейчас наш храм, с далёкого 1947 года, опишу вам, дорогие читатели, это место, каким оно было.
Весной за забором бывшей валяльно-обувной фабрики и до самой улицы Тракторной, где проходила улица Станционная, разливалась вода, образовывалось озеро, где ловили рыбу и разводили гусей и уток.
После половодья вода постепенно уходила через огромную трубу под железнодорожной линией, напротив дома И.В. Шеманова в озеро Банное, Но это место так и не высыхало. Зимой можно было кататься на коньках и лыжах.
А мошкары в те годы было так много, что мы ходили летом с сеткой на голове и на лице, пропитанной керосином и с кадилом в руках.
Недаром настоятель храма Василий Васильевич Ефремов на своих проповедях говорил "...дали коммунисты нам место для храма, да и то на болоте... Он был настоятелем храма 26 лет. Но вернёмся к началу создания молельного дома. Престол в молельном доме был освящён в честь Покрова Божьей Матери. Первым священником в нашем молельном доме был Михаил Орчажников.
Евгения Ивановна Михайлова (в монашестве - Ксения) рассказывает: "Приходили по Волге баржи с лесом - купили горбыль. Но долго ли алтарь на деревянных столбах продержится? Пошли на кирпичный завод, а там очередь, завод был маломощным. Заместитель директора А.Д.Косолапов на нашу просьбу ответил: "На церковь - нет", - но потом смягчился - " могу только половинки". А нам хотя бы половинки на столбы и фундамент.
Купили лошадь, наняли плотников. Лошадь месит глину, взрослые и дети - мажут. Всё руками человеческими".
Продолжали строительство нашего православного дома. Кирпич с завода получали обходным путём: посылали разных женщин, то одну, то другую, будто бы получить для своих нужд (печь сложить в доме и.т.д.).
В 1956 году Архиереем Вениамином (Федченковым) митрополитом Саратовским и Балашовским был назначен настоятелем храма отец Георгий (Лысенко).
Он оказался тем самым добрым пастырем, которого уже давно ждал Покровск. Основная тяжесть работ легла на отца Георгия. В конце пятидесятых годов прошлого века для расширения здания вокруг молельного дома, который уже не вмещал всех верующих, были возведены кирпичные стены. Но городские власти запретили строительство, а отца Георгия отстранили от службы.
Митрополиту Вениамину стоило немалых усилий, чтобы спасти его от тюрьмы, а церковь от разрушения.
С глубоким волнением отец Георгии вспоминает, как однажды он пришёл на службу в праздник Казанской Божьей матери (4 ноября), а двери храма опечатаны милицией. Пришло помолиться прихожан превелико, тогда отец Георгий ставит походный престол прямо во дворе и начинает службу с диаконом Геннадием Беляевым. А люди стоят под зонтами. Холод, ветер, слякоть, идёт снег с дождём. "Стоят и все плачут. И я с ними тоже плачу. Но сама Богородица нам помогала," - вспоминает батюшка со слезами на глазах. - Храм открыли по требованию прихожан. Прихожане, войдя в него, пали все до единого человека перед Владычицей, Царицей Нашей Небесной с благодарственной молитвой. Так церковь Покровская строилась на слезах и на крови людей. Сколько всего мы натерпелись и навиделись" (газета "Православная вера" №18,1995 г. Статья "Рожденная в муках", Людмила Родина).
Строительство храма было продолжено отцом Георгием. Старостой храма в 1968 году был избран пенсионер Георгий Андреевич Надежкин (он жил в доме на углу пересечения улиц Московской и Саратовской).
Регентом правого хора стал Василий Николаевич Стрелков, он руководил хором до 1972 года. В настоящее время вот уже несколько лет отец Василий является настоятелем Свято-Троицкого храма, а также благочинным Покровского благочиния.
В хоре Покровской храма были лучшие голоса из консерватории и оперного театра г. Саратова - оперные певцы Владимир Буланкин, Алексей Манштейн (тенор), Николай Пухальский.
В 1970 году здание было под ведено под кровлю, после чего церковь вновь закрыли под предлогом, что строительство велось без проектной документации. Окончено строительство в 1972 году: кровельные отделочные работы, построена веранда.
Покровский храм для всего Левобережья был столь значителен, как Свято-Троицкий собор для Саратова. Расписывали храм и даже писали иконы для него местные художники. Одним из таких художников был Алексей Луньков, живший большой семьёй в нашем посёлке, старший сын его Дмитрий-почётный гражданин нашего города, кинорежиссёр-документалист. Росписи Алексея Лунькова находятся в нашем храме над дверью, из которой после службы выходит паства.
Алексей Луньков был сиротой, так как его мать умерла в 1922 году во время голода в Поволжье, а его отец работал на железной дороге в посёлке Мокроус и скончался в 1933 году.
Алексей подростком поступил в ремесленную школу, там заметили его способности к рисованию, и поручили оформлять стенную газету.
Однажды туда по каким-то делам зашёл известный в городе Энгельсе художник Яков Яковлевич Вебер. Он увидел газету и попросил, чтобы ему представили её создателя. Так юный Алексей Луньков стал обучаться азам профессии живописца.
Ему повезло с учителем. Яков Яковлевич сам прошёл хорошую школу. Он был крепким реалистом и передал все свои знания и умения своему ученику. До революции Якову Яковлевичу довелось поучиться в Академии Художеств. А ко времени встречи с Алёшей Луньковым он возглавлял местную артель художников. Члены этой артели создавали портреты партийных руководителей, писали плакаты, украшали город. Головное отделение артели находилось в Саратове. А в городе Энгельсе был лишь филиал - и Якову Яковлевичу приходилось ездить через Волгу, чтобы представлять свои работы на художественный совет.
В 1938 году Якова Вебера репрессировали. Он провёл много лет на советской каторге, в ГУЛАГе. За эти годы его здоровье пошатнулось, и после реабилитации он поселился в Чувашии, так как проживать в родном городе ему запретили.
Но он всё же навещал родные места. На одной встрече присутствовал и Алексей Луньков. Он поразился состоянию своего учителя. Яков Яковлевич говорил тихим голосом и часто путал русские и немецкие слова. Так вот и окончилась жизнь талантливого незаурядного живописца гордости нашего Заволжского края.
В храме много редких икон. Будучи библиотекарем храма, я с 1995 года много общалась с прихожанами. Расскажу об одной интересной встрече. Женщина преклонного возраста приезжала к нам из близлежащего села. Это было на грани двух веков - ХХ-го и XXI-ro. Прихожанка сказала мне, что приезжает она, как бы ей не было трудно, к иконе Божьей Матери "Избавительница". И рассказала мне такую историю об иконе.
Когда перед началом Образ Покрова войны в их селе разрушили храм, её старшая родная сестра вбежала и увидела, что полы были покрыты битым стеклом и сброшенными иконами. Хотя она была босая, не задумываясь, бросилась к ближайшей иконе и унесла её домой. Всю войну она молилась перед ней, чтобы помогла с двумя малыми детьми пережить лихую годину. Вернулся муж весь искалеченный, и только Божья Матерь помогла им пережить тяжёлое время.
А после войны она отнесла икону в единственный православный храм в Левобережье.
Женщина больше к нам не приходила, но я запомнила её кроткое, благородное лицо.
Девятого августа 1972 года по указу Архиепископа Пимена настоятелям Покровского храма стал Василий Васильевич Ефремов, который прослужил в храме до сентября 2003 года. За свою безупречную службу он был награждён в 1984 году Святейшим Патриархом Пименом Крестом с украшениями, в 2001 году - орденом Преподобного Сергия Радонежского второй степени. В том же 2001 году заслуги Василия Ефремова почтила и светская власть - он был удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством II степени"- за организацию строительства и открытия двух храмов в исправительных учреждениях.
Не забыли прихожане таких замечательных священников, как отца Александра (Керимова), о. Евгения (Усольцева). Очень хорошо было под¬мечено, что отец Александр был всем как отец. Его могила по праву находится у стен Свято- Троицкого храма, восстановлением которого он руководил после передачи здания от Централь¬ной городской библиотеки верующим. (В годы атеизма со здания были сняты купола, разрушена колокольня, а в самом здании располагалась центральная городская библиотека).
Отец Евгений требовал, чтобы мы хорошо готовились к исповеди и часто отправлял подготовиться снова.
Расскажу запомнившийся мне случай. Подходит к нему на исповедь молодой человек. Видно, что пришёл впервые и к исповеди не готов. О чём они говорили, никто не знает. Его тоже бы отправил священник, но парень на другой день уходил в армию, и отец Евгений махнул рукой и благословил его на причастие.
Строительство храма завершилось в 1990-1991 годах, был возведён купол при активной поддержке Главы города А.Н.Маликова. Конструкции для купола были изготовлены заводом металлоконструкций.
В это же время молитвенный дом официально получил статус храма.
С 2003 года преемником отца Василия (Ефремова) был назначен священник Владимир Серов. При нём церковь претерпела значительные преобразования. Обновили купол и крышу храма, убрали все лишние перегородки, заменили двери и окна. Храм стал просторнее, красивее, совсем как рождественская игрушка. Сам настоятель храма отец Владимир и его родственники трудились как простые строители, не говоря уже о постоянном труде прихожан во славу Божию.
Автор текста Нелли Цыгановой.
Рубрики: Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Как строился храм