НЮ в энгельсской художественной галерее - Волга Фото

Волга Фото

НЮ в энгельсской художественной галерее

10/10/2019 18:20 Выставки , События
НЮ в энгельсской художественной галерее - Волга Фото
10 октября в энгельской художественной галереи открылась выставка с лаконичным и интригующим названием «Ню» посвягцена одному из самых древних, востребованных, притягательных художественных жанров, в центре которого — эстетика обнажённого человеческого тела. Об этом говорит и само его' название — сокращение от французского слова nudite — «нагота, обнажённость».

«Обнажённое искусство» появилось тогда, когда впервые возникла потребность изобразить человека или то, что уподоблялось его облику. Можно сказать, что история «обнажённого искусства», начавшаяся в глубокой древности, прошла долгий и сложный путь, эволюционируя вместе с человеческой цивилизацией. Путь — от воспевания и поэтизации физической красоты совершенного тела, вне каких-либо запретов и ограничений, до крайнего неприятия и последующих новых волн пристального и волнующего интереса.

В силу популярности жанра и самого типа изображения коллекция музея изобилует экспонатами, включающими ню, которые, конечно, присутствуют, не выделяясь этим, и в постоянных экспозициях. Выставка же нацелена на показ лучших образцов подобного жанра и раскрытие этой специфической и волнующей темы как важнейшей составляющей высокого Искусства.

В экспозиции объединено около 100 произведений графики и скульптуры — предметов отечественного и зарубежного искусства, начиная с эпохи Возрождения и до наших дней. Ещё более широкий историко-художественный диапазон охвачен с точки зрения образов и сюжетов, поскольку многие произведения отсылают нас к Древнему миру, в первую очередь, к античности, когда сложился классический идеал красоты. Он стал образцовым и для жанра ню, который долгие времена существовал лишь в рамках мифологического или религиозного контекста, поскольку любое иное обнажение было вызывающим. На выставке представлены многие популярные образы и темы мирового искусства — Адам и Ева, Венера и Амур, Три грации, Леда и лебедь, вакханки и сатиры, Даная, Лаокоон. При этом открываются самые неожиданные сопоставления одних и тех же персонажей или сюжетов в работах отдалённых друг от друга школ, периодов и мастеров.

XX век с его многообразием смыслов, подтекстов и форм дал более сложную, объёмную трактовку обнажённого тела. В ней присутствуют женственность и чувственность модерна (Е.Е. Лансере, Н.П. Феофилактов, И.С. Ефимов, А.И. Кравченко), полнокровная телесность авангарда (И.И. Машков), строгая сдержанность неоклассики (Н.П. Ульянов). Утончённая недосказанность «прекрасных дам» М.К. Соколова трансформируется в сюрреалистическую загадочность Дам А. Бруновского. Эти и другие запоминающиеся образы, грациозные, чувственные, экспрессивные, раскрывают стилистическую полноту трактовок выставочной темы.

В составе выставки — несколько рисунков, дающих представление о месте обнажённой натуры в системе академического художественного образования. В тщательном обучении рисунку — основе основ классического искусства — огромная роль отводилась сначала копированию гипсовых слепков, в том числе обнажённых статуй (как в ученической работе В.Э. Борисова-Мусатова), а на завершающем этапе — ежедневному кропотливому штудированию обнажённой модели (рисунок Н. Зинковича). Опыт такого рисования поддерживался многими художниками и вне учебных задач, становясь камертоном профессиональных навыков и умений.

Особое место штудии обнажённой натуры занимают в творческом процессе скульпторов, чьи рисунки, отличаясь от обычной станковой графики, фиксируют сложный процесс рождения объёмной формы, отражая в двухмерном пространстве листа будущую трёхмерность скульптуры. К прекрасным образцам этого жанра относятся рисунки Сарры Лебедевой, чьи обнажённые модели, «вылеплены» карандашом на бумаге.

На выставке рядом с графикой — воплощённые в бронзе, бисквите и фарфоре объёмные образы работы русских и европейских скульпторов и мастеров мелкой пластики. Гармоничное взаимодействие графики и скульптуры в рамках этого жанра отражено и в мотиве на афише выставки. Это — прекрасный скульптурный образ ню, запёчатлённый в миниатюрной ксилография М.И. Полякова.

Марина Боровская
Рубрики: Выставки , События
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / НЮ в энгельсской художественной галерее
Здоровье в Саратове и Энгельсе
Саратов Сегодня - новости и журнал
волга
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 18/04/2024 10:18