Запорожцы за Волгой - Волга Фото

Волга Фото

Запорожцы за Волгой

Запорожцы за Волгой - Волга Фото
Было это в то время, когда в России царствовал Петр I, а на Украине правил гетман Иван Мазепа. Тогда на Украине в Полтавском полку доживал свой век старый казак Бокура. Были у него сыновья и дочери. Три сына погибли в битвах за родину, осталось двое самых меньших: Степан и Кузьма. Когда у хлопцев над верхней губой показался пушок, батько повез их в Запорожскую Сечь — тогдашний университет военной науки. Сечь так понравилась Степану, что он однажды заявил батьке: «Бросаю бурсу, буду казакувать».

Отец серьезно отнесся к решению сына, сказал: «Настоящий сечевик, да еще ежели сечевой атаман, он должен быть грамотнее всех, умнее всех и быть наивысшим политиком. Мой совет: закончишь бурсу, иди в Могилянскую академию, станешь добрым казаком, а потом и на Сечь можно, перечить не стану». Степан правильно понял отца. Но летом, в каникулы, он седлал коня и мчал в Сечь. Здесь он многое постиг: военную технику того времени, чувство товарищества, мужество, смелость и сметку. Поучиться в академии не довелось: сюда принимали только сыновей высшей знати Украины — «бунчуковых». А тут пришло время «казакувать», и Степана определили в Полтавский полк, а через год в тот же полк записали и Кузьму.

На одном из полковых смотров Степан Бокура славно отличился. Это приметил гетман Мазепа и приказал перевести Степана в придворную хоругвью — личную охрану гетмана — учить военному делу казацкую молодежь. К порученному делу Степан отнесся серьезно, все распоряжения выполнял быстро, но обдуманно. Ему разрешили посещать богатую гетманскую библиотеку, и здесь он в свободное время много читал. Полюбился Степану гетман. А гетман скрытно от всех настойчиво готовился к измене родине, русскому народу, чтобы стать «свойственным», никому не подчиненным правителем Украйны, равным королям, султанам, царям. Договорившись с королем Швеции Карлом XII вместе воевать против России, гетман Мазепа открыто перешел на сторону шведов. Степан Бокура со своим отрядом слепо последовал за ним. Свою ошибку он понял только тогда, когда Мазепу объявили изменником родины, когда в руки казаков попал манифест Петра I, призывавший старшин (офицеров) и простых казаков Украины уходить от Мазепы, возвращаться по домам, занимать свои должности и поместья, обещавший не наказывать тех, кто добровольно покинет Мазепу.

Степан Бокура отвел свой отряд в лес. Казаки решили искупить свою вину: помочь русским. Они неожиданно нападали на шведов, отбивали обозы с продовольствием и оружием, убивали врагов. Закончилась война славной полтавской победой. Оставшиеся в живых казаки вернулись к своим хатам.

Но недолго радовались казаки: на Украину прибыла царская экспедиция карать мазеповцев. Бокуровцы снова укрылись в лесу.
Далее в легенде рассказывается о царской немилости. Бывшие мазеповцы были направлены «на Волгу соль возить...»

Саратовский воевода поселил казаков за Волгой, против Саратова, правее калмыцкого торга, на высоком берегу протекавшей здесь реки под названием Белая Воложка. Отсюда на далекое расстояние просматривалась окрестность с многочисленными озерами.

На городище бывшего левобережного Саратова казаки обнаружили материалы, годные для постройки хутора. Когда строительство было обеспечено всем необходимым, казаки выехали к озеру Алтоннор (Елтону) за солью по подрядам саратовских купцов.

Хутор строили женщины и старики-плотники. В то же время хлеборобы с помощью ребят пахали землю под рожь и яровые. Земля была такая крепкая, что в один плуг запрягали шесть пар волов. У ближайшего озера, связанного с рекой ериком, поставили сторожку для охранника полей. С тех пор озеро стало называться Сапсаевым, по-видимому, по имени сторожа.

К Покрову дню хутор был построен. Вскоре казаки вернулись с солью, собрали раду и назвали свое поселение хутором Новые Бокуры.

Первым делом казаки окружили Новые Бокуры рвом и валом для обороны от врагов, затем достраивали свои хозяйства, ремонтировали возы, прошедшие тысячи километров, а в свободное время обучали молодежь военному делу. К этому казаков приучили частые нападения врагов на Украину.

Уже весной следующего года это учение пригодилось: на хутор напали калмыки. Казаки ружейным огнем обратили их в бегство. Заарканили двух калмыков. После допроса сытно накормили пленных, вернули им коней, вручили письмо для хана и отпусти¬ли. В письме написали хану, что казаки — люди царя Петра I — поселены здесь для возки соли. «Царем велено жить с вами в дружбе. Мы того же и сами хотим, только и вы не чепайте нас в наших хатах, в дороге за солью и на обратном пути. А мы будем покупать у вас всякую худобу...».

После этого калмыки не нападали на хутор. Но в поле и на дорогах к озеру налетали часто. Бывали и убитые с обеих сторон, иногда калмыки «отымали» у казаков и соль и волов. Поэтому без ружья, пики и сабли казаки никуда не выезжали.

Еще зимой, до Нового года, новобокуровцам удалось послать на Украину письма. В них рассказывали, что живут они в хуторе Новые Бокуры, насупротив Саратова, за рекой Волгой, а она — Волга — такая же большая и красивая, как Днипро-Славута. Звали родственников к себе на вольное житье, без панов.

Летом к резиденции хана придвинулась вся орда. Открылась богатая ярмарка. Казаки купили много волов, коров, а больше все¬го телят всяких на вырост: пастбища были обширные и бесплатные. В конце лета в ответ на письма с Украины в Новые Бокуры прибыли новые переселенцы, прибавилось много хат, людей. Увеличилась потребность и в церковных обрядах, ездить же к попам в Саратов было несподручно, и казаки следующей весной построили себе небольшую деревянную церковь во имя Покрова Богородицы. Этот храмовой праздник был удобен тем, что к этому времени заканчивались полевые работы и перевозки соли.

Потом переселенцы с Украины прибывали сюда ежегодно. Однако в те годы свободно переселяться с Украины могли только за¬регистрированные в полках казаки. Они считались свободными людьми. Разумеется, крепостные крестьяне такой возможности не имели.

Богатые казаки на первой же калмыцкой ярмарке приобрели большие чумачки по 50 и больше возов. Сами за солью перестали ездить, держали для этого батраков, нанятых на саратовской бурлацкой бирже. Большинство батраков были малоземельные и безземельные крестьяне, которые стремились расселиться ближе к месту работы, обзавестись своим хозяйством. Но у казаков было в обычае иногородних в своем селе не селить. Обиженные уходили с работы. Тогда резко падала поставка соли. Купцы же требовали выполнять договор в срок и полностью или платить неустойку. Кроме того, с уходом батраков редела боевая дружина Новых Бокур. Ни того ни другого атаман села допустить не мог, и он предложил батракам селиться за ериком, тянувшимся от реки до Сапсаева озера: это было и за селом, и рядом с ним. Батраки согласились. Вскоре за ериком, где теперь Самарская и Пушкинская улицы, появились глинобитные избы. Поселок назвали Русской слободкой. Впоследствии жители Новых Бокур и Русской слободки перероднились, смешались, слились в одну новобокуровскую громаду (общество).

Таковы предания, которые передавались из поколения в поколение. К сожалению, большинство их них не дошло до наших дней. Одно из повествований сохранилось до 1920-х годов в семье покровчанина Михаила Петровича Хмары. Этим текстом пользовался и саратовский археолог Б. В. Зайковский, написавший специально статью об Покровска. Другое предание дошло до нас благодаря покровчанину Алексею Львовичу Любенскому. Оно записано им в семье Г. Цибулевского, который, в свою очередь, слышал его от своего деда, жившего в Новых Бокурах в 1740-х годах. В 1855 году А. Л. Любенский опубликовал статью о Покровской слободе, использовав в ней и свои записи.

Разумеется, не все в этих источниках следует считать достоверным. Однако не принимать их в расчет также нельзя. Предания имеют право на уважение и признание, будучи коллективной памятью народа, бережно хранящего свою историю, тем более что отдельные даты и события, о которых повествуется в них, привлекаются с известными печатными материалами.

В 1768—1770 годах академики Фальк, Паллас, Гмелин и Лепехин изучали по заданию правительства «новый край России» — Саратовское Заволжье. Первым в нашем городе побывал Иоганн Фальк. Это было в 1769 году, но его публикация появилась значительно позднее — в 1824 году. «Покровская слобода,— сообщал он,— небольшое селение мятежных малороссиян, переведенных сюда Петром Великим. Подле открытой большой слободы находится на одной стороне Российская деревня, а на другой — соляные магазины».

В 1772 году слободу посетил академик Петр Симон Паллас. В своих трудах он более подробно, чем Фальк, описал слободу, ее жителей и род их занятий.

Печатное упоминание о слободе находим и в трудах Евд. Зябловского. Описывая населенные пункты Российской империи, он сообщил в 1810 году: «Покровская слобода (Новые Какуры тож) на левом берегу Волги насупротив Саратова, в котором живет около 400 семей, переведенных сюда после бывших при Мазепе беспокойств». Автор пользовался, по-видимому, другим преданием, называя поселение. В легендах упоминается и иное — Новые Боку- ры.

Некоторые дополнительные данные привел в 1855 году и Покровский житель А. Любенский: «Теперешние поколения в своей свежей и твердой памяти доселе хранят сведения, что они вышли из Киевской, Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний, иные припоминают, к каким полкам в Малороссии принадлежали они. Пришли сюда, но сперва не на радость: ордынцы нередко делали на них набеги, тревожили их в поле и в жилищах. Первое поселение было незначительное».

Когда же впервые началась разработка соли в заволжских степях и как она продолжалась после основания Новых Бокур?

Соляное озеро Алтаннор — Елтон находилось во владении калмыцкого хана Аюки Мончака. Русь в те времена крайне нуждалась в соли, и правительство договорилось с Аюкой Мончаком о сдаче соляного озера в аренду купцу Солодовникову, который начал добывать соль и поставлять ее к левобережному Саратову в 1665 году. Доставлял он ее сухопутьем до Дмитриевска (Камышина), а оттуда до Саратова водой. В 1705 году Солодовников разработку и поставку эльтонской соли прекратил. Нашлись другие предприниматели, последним из них был купец Латухин, у которого по подрядам работали и новобокуровцы.

Константин Шкода. Из книги "Мифы древней Волги". Картина Степана Бокуры.
Здоровье в Саратове и Энгельсе
волга
Саратов Сегодня - новости и журнал
Сайт «Волга Фото» Энгельс и Саратов
«Волга Фото Сайт» 2007-2013
VolgaFoto.RU 2007-2013
Документ от 28/03/2024 15:02